МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ ГУ «ДОНЕЦКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ» СОГЛАСОВАНО: ГУ «Донецкий республиканский учебно-методический центр психологической службы системы образования» протокол от__ ____ 20___ №___ Коррекционно-развивающая программа групповая «В мире гармонии человеческих отношений» для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет (12 занятий, 6 часов 43 минуты) г. Шахтёрск 2015 Экспертный листок 2 Автор (составитель) Нечипоренко Елена Дмитриевна, методист психологической службы методического кабинета администрации г.Шахтерска, I квалификационная категория, управление образования администрации г.Шахтерска Рецензент: Славникова Жанна Александровна, специалист высшей категории, педагог-психолог ДОУ №2 «Искорка» Коррекционно-развивающая программа «В мире гармонии человеческих отношений» направлена на формирование продуктивного общения, способности к взаимопониманию и продуктивному взаимодействию. Может так же использоваться в работе с детьми, которые только поступили в старшую группу и готовятся к школьному обучению. Программа разработана для детей 5-6 возраста и состоит из 12 занятий. Продолжительность каждого занятия –30 - 35 минут 3 Рецензия на коррекционно - развивающую программу «В мире гармонии человеческих отношений» разработанную методистом психологической службы методического кабинета отдела образования администрации города Шахтерска Еленой Дмитриевной Нечипоренко. Авторская коррекционно – развивающая программа «В мире гармонии человеческих отношений» представляет собой тщательно проработанную, апробированную в практической деятельности с детьми разработку занятий по формированию продуктивного общения, способности к взаимопониманию и продуктивному взаимодействию. Данная программа рассчитана на детей 5-6 лет, которые имеют проблемы в сфере общения и взаимоотношений между сверстниками или для работы с детьми старшего дошкольного возраста по подготовке к школьному обучению и состоит из 12 занятий, продолжительностью 20-25 минут. При составлении программы автор досконально изучила нормативно – правовую и теоретическую базу по рассматриваемой проблеме, использовала работы Шпициной Л.М. (профессор, ректор Института Специальной педагогики и психологии Международного университета семьи и ребенка им. Р. Валенберга, Санкт-Петербург, Я.Л.Коломинского (Докт. психол. наук, профессор Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка, действительный член Белоруской академии образования (БАО), заслуженный деятель науки Республики Беларусь, главный редактор журнала «Психология» (Минск), вице-президент Общества психологов СССР , организатор и научный руководитель отделения психологии Национального института образования РБ.). В пояснительной записке подробно раскрывается актуальность проблемы продуктивного общения, способности к взаимопониманию и продуктивному взаимодействию у детей дошкольного возраста. Автор программы приводит данные собственных исследований, подтверждающих необходимость работы по этой теме, четко определяет цели и задачи по формированию у детей навыков продуктивного общения, эмпатии, способности анализировать собственные поступки. Программа «В мире гармонии человеческих отношений» представляет четко структурированную разработку со всеми основными разделами пояснительная записка, учебно-тематический план, формы работы, ожидаемые результаты работы, детально проработанным ходом каждого занятия. Выбранные автором формы работы с детьми полностью соответствуют возрастным особенностям данного возраста и способствуют познавательной 4 активности и положительной мотивации детей. Широко используются игровые виды деятельности, элементы театрализации, арт-упражнения «Пятнышки на Лунатике», художественные тексты, беседы. Каждое занятие отвечает поставленной цели, несет необходимую смысловую нагрузку, дает практические навыки в общении. Предлагаемые релаксационные упражнения «Солнечные лучики», «Передай улыбку», необходимы для детей с гипо- и гиперопекой. В конце занятий предусмотрены задания на рефлексию, что помогает выстроить систему промежуточного и итогового контроля коррекционно – развивающей работы. С каждым занятием автор, постепенно увеличивая эмоциональную нагрузку, предоставляет детям возможность самостоятельно, с использованием приобретенных навыков, упражняться в межличностном общении, добиваясь высокой результативности реализации поставленных задач. Программа составлена с учетом всех требований и содержит богатую и разнообразную подборку коррекционного и развивающего материала, и заинтересует всех психологов – практиков и воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Педагог-психолог обладает высоким профессиональным мастерством, аналитическими способностями, постоянно оказывает методическую и практическую помощь всем участникам учебно – воспитательного процесса. Данная программа заслуживает оценки «отлично». Славникова Жанна Александровна, педагог-психолог дошкольного образовательного учреждения комбинированного типа № 2 «Искорка» «__»___________200_г. 5 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Коррекционно-развивающая программа «В мире гармонии человеческих отношений» по формированию продуктивного общения, способности к взаимопониманию и продуктивному взаимодействию. В последнее время педагоги дошкольных учреждений все чаще с грустью наблюдают ситуацию того, что современные дети все чаще становятся замкнутыми мало контактными, уходят в собственный внутренний мир, наблюдая друг за другом и мало кто из них первым идет на контакт со своими сверстниками. Именно современные дети страдают от трудностей в общении со сверстниками, от недоразвитости коммуникативных навыков, и это в первую очередь отражается в том, что они не умеют поддерживать и развивать те контакты, которые были установлены ранее, в неумении находить подход к собеседнику, адекватно реагировать и выражать свою симпатию к конкретному ребенку, выражать свои чувства или эмоции радости по поводу достижений своих сверстников. И все становится понятно, глядя на жизнь современных родителей, которая насыщена техногенным фактором. Блага научно-технического прогресса вместе с позитивом привносят и горечь плодов в педагогическую практику современных семей. Ведь родителям гораздо легче усадить ребенка за компьютер, или за голубой экран телевизора, освободив время для своих дел, чем учить ребенка тем азам жизненной науки, которую они в свое время получили от родителей. И порой родители забывают, что умение общаться, строить и поддерживать дружеское взаимопонимание и взаимодействие, сотрудничать и сосуществовать с другими людьми – это и есть те нужные компоненты для полноценного развития и самореализации личности, это залог успешного психического здоровья человека. Что именно в семье ребенок усваивает основные социальные знания, накапливая и обогащая определенные ценности, которые ему будут нужны в будущей жизни. Наблюдая за данным социальным явлением, мне стало интересно, сколько же времени родители каждый день уделяют живому общению с ребенком, какие мультипликационные и художественные произведения они используют в своей 6 педагогической практике, на какие аспекты общения они акцентируют свое внимание. Мной был разработан опросник для родителей где отображались все выше перечисленные вопросы и проведен опрос родителей с выборкой в 76 родителей (сюда входят представители как женского так и мужского пола). По полученным данным я пришла к выводу, что время 10-15 минут непосредственного живого общения с детьми является не достаточным для формирования навыков взаимодействия; что родители почти не знакомят детей с художественными литературными произведениями и мало используют их как пример в жизненных ситуациях для формирования личности дошкольника; что жизненные ситуации, которые требуют анализа для дошкольника, рассматриваются родителями с позиции «можно» или «нельзя», что в свою очередь не способствует развитию такого фактора, как эмпатия и понимание последствий собственного поведения. Опираясь на фундаментальные основы психологической науки, в которой делается упор на то, что потребность в общении друг с другом возникает у ребенка уже на 3 году жизни, и опыта Шпициной Л.М. (профессор, ректор Института Специальной педагогики и психологии Международного университета семьи и ребенка им. Р. Валенберга, Санкт-Петербург.) , мы можем уверенно говорить, что ранние формы общения во многом определяют их дальнейшее развитие и влияют на личность ребенка, на его отношение к окружающим людям и самому себе. Я.Л.Коломинский (Докт. психол. наук , профессор Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка, действительный член Белоруской академии образования (БАО), заслуженный деятель науки Республики Беларусь, главный редактор журнала «Психология» (Минск), вице-президент Общества психологов СССР , организатор и научный руководитель отделения психологии Национального института образования РБ.), в своих трудах отмечает, что дошкольный возраст является сензитивным для образования добрых чувств к другим людям. Именно в обществе сверстников наиболее эффективно развиваются механизмы межличностного восприятия и понимания (эмпатия, рефлексия, идентификация), лежащие в основе формирования таких личностных положительных качеств как сочувствие, стремление к оказанию помощи ближнему 7 и дружеская поддержка, умение разделить радость, чувство справедливости, честность, а также качество которое положено в основу обеспечения способности к самопознанию и саморазвитию. Поэтому я пришла к выводу, что развитие умения общаться и взаимодействовать является актуальным вопросом в нашем современном обществе. Цель данной программы заключается в формировании навыков продуктивного общения, развития коммуникативных способностей и эмпатии, способности анализировать собственные поступки и умении прогнозировать результат выбранного пути взаимодействия со сверстниками. Задачи программы: • Развивать способность понимать чувства других людей и адекватно на них реагировать; • Развивать умение сопереживать другому человеку; • Формирование у ребенка опыта конструктивного взаимодействия со сверстниками; • Предупреждение эгоистического отношения сверстников и взрослых; • Корректировать поведение ребенка в социально позитивное русло во время процесса коммуникации с помощью ролевых игр. Эта программа разработана для детей 5-6 возраста и состоит из 12 занятий. Продолжительность каждого занятия – 30 - 35 минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Программа предусматривает групповую работу, численность группы - 57детей, которые имеют проблемы в сфере общения и взаимоотношений между сверстниками (преимущественно дети с гипо-и гиперопекой, дети, которые не посещали дошкольное учреждение раннее, малосоциализированные дети). Также эта программа может использоваться в работе с детьми, которые только поступили в старшую группу и готовятся к школьному обучению. 8 Срок выполнения программы: программа рассчитана на 3-4 месяца работы. Ожидаемый результат: • Дети должны уметь выражать, озвучивать и понимать свои чувства и чувства сверстников; • Уметь устанавливать продуктивный контакт со сверстниками, проявлять интерес к общению со сверстниками; • Активно пользоваться своим словарным запасом; • Уметь подбирать продуктивные формы взаимодействия со сверстниками. Формы и методы работы: игровые формы деятельности (ролевые и дидактические игры); ролевые игры; беседы;арт - упражнения; релаксация. Оборудования и техническое обслуживание: аудио-записиси, репродукции картин; видео файлы, мячи, одеяло, краски, бумага. Программа рекомендована для использования в работе педагоговпсихологов дошкольных учреждений. 9 Учебно-тематический план № Тема Цель Содержание Коли Оборудо Ответ занятия занятия занятия чество вание ствен часов 1 ный «Знакомст Установление вступление 2 мин репродук психо во» межличностных 1. Упражнение 4 мин ция К. лог контактов между «Приветствие» детьми, знакомство 2. Упражнение с героями «Дружба» коррекционно- 3. Упражнение развивающей «Знакомство» сказки, снятие 4.Рефлексия напряжения, «Свет в моем диагностика окошке» Чюрлениса 10 мин «Дружба» 10 м. 4 мин умения оценивать других. 2 - «Солнечн 3 Всего снятие напряжения, 1. Упражнение 30 м. 5 мин бумага, ые первичное «Приветствие» лучики» осмысление 2. Упражнение выразительности «Лучи солнца» речи (построение 3. Упражнение голосовой «Доброе имя» интонации), ее 4.Упражнение роли в общении «Позови соседа» (через нахождение 5. Просмотр аналогий в мультфильма фильм бытовых условиях, «Красавица и «Красавица семье), побуждение чудовище» и стремления 6. Рефлексия перенести стиль «Свет в моем психо карандаши, лог 7м репродук ция 7м К.Чюрлени са 7м «Дружба», мультипли 1час 4 мин кационный чудовище» 3 общения с окошке» близкими на стиль общения со Всего : сверстниками, 1час 30 мин дальнейшее пополнение «словаря взаимопонимания и сотрудничества». 4 «Улыбка» Учить детей 1.Упражнение понимать 4м по «Передай выражению лица улыбку» Мультипли психо кационный лог фильм « эмоциональное 2. Просмотр и состояние обсуждение Енот», собеседника, мультфильма шаблоны установление «Крошка Енот». лица взаимопонимания и 3. Упражнение дружеских 20 м 5м Крошка Крошки связей «Отгадай Енота, между детьми, эмоцию» клей, развивать навыки 4. Упражнение продуктивного общения 5м кисточка «Оживи рисунок» со 5. Рефлексия сверстниками. 3м «Свет в моем окошке» 5 Всего : 37 м 3м «Сотвори осмысление 1. Упражнение м выразительности «Приветствие» Солнце в речи и ее роли для 2. Упражнение себе» общения, установка «Солнышко» на уверенность в 3. Упражнение Бумага, психо карандаши лог 5м 5м 4 возможности «Сотворим изменения солнышко в себе» отношений к себе 4. Арт- со стороны упражнение сверстников, «Пятнышки на установление Лунатике» взаимопонимания и 5. Рефлексия 6 7 дружеских связей «Свет в моем между детьми. окошке» 8м 4м Всего: 25 м «Знакомст Познакомить детей 1. Упражнение 3м во с с эмоцией «страх», «Приветствие» эмоцией учить определять 2. Упражнение «страх»» этот «Знакомство со эмоциональное страхом» состояние других 3. Упражнение людей, развивать «Корабль среди чувство эмпатии, скал» умение 4. Упражнение сопереживать, «Запуганный формировать ежик» навыки 5. Рефлексия продуктивного «Свет в моем общения. окошке» Пути Развивать ия страха коврик лог Мультипли психо кационный лог 10 м 10 м 3м 30 м навыки 1. Упражнение 3м «Приветствие» взаимодействия во 2. Просмотр и психо 4м Всего: преодолен продуктивного Шарф, 20 м фильм время переживания обсуждение «Живая эмоции игрушка», развивать страха, мультфильма чувство «Живая игрушка» коврик, 5 эмпатии, умение 3. Упражнение сопереживать, «Австралийский обогащать дождь» активный словарь 4. Упражнение дошкольника. 4м карандаши, бумага 6м «Мягкая кукла» 5. Рефлексия 3 м. «Свет в моем окошке» 8 Всего: 36 м «Настроен Развивать 1. Упражнение 3м ие» способность «Приветствие» Стихотворе лог понимать 2. Прослушивание 4 м ние эмоциональное и обсуждение С.Маршака состояние другого стихотворения «Котята», и умение выражать «Котята» бумага, свое 3. Упражнение эмоциональное «Солнечный пуговицы, состояние; зайчик» бусинки, развивать навыки 4. Рисование продуктивного эпизода брошки, взаимодействия, произведения ластик, развивать чувство «Котята» кольцо, эмпатии, умение 5. Упражнение « сопереживать, Тренируем обогащать эмоции» активный словарь 6. Игра «Секрет» 7м дошкольника. 7. Рефлексия 3м 2м 6м 10 м психо карандаши, монетки, колесо. «Свет в моем окошке» 9 «Встреча Учить с помощью Всего: 35 м 1. Упражнение 3м Стихотворе психо 6 с другом» выразительных «Приветствие» ние Т движений 2. Этюд «Встреча передавать с другом» внутреннее 3. Слушание и состояние героев, обсуждение карандаши, развивать стихотворения аудиозапис способность Т.Волиной «Два ь понимать друга» релаксацио эмоциональное 4. Упражнение состояние другого «Психологичес и умение выражать кие этюды» свое 5.Игра «Тень» 7м эмоциональное 6. Рефлексия 3м состояние; «Свет в моем развивать навыки окошке» продуктивного Всего: 4м лог Волиной «Два 6м 7м друга», нной музыки 30 м взаимодействия. 10 «Правила Учить с помощью 1. Упражнение дружбы» выразительных «Приветствие» движений 2. Работа с передавать терапевтической еская внутреннее сказкой «Царевна сказка состояние 3м 9м героев, Несмеяна» развивать 3. Упражнение «Я способность в волшебном понимать зеркале» эмоциональное 4. Упражнение Карандаши психо , бумага , лог терапевтич «Царевна 10 м Несмеяна» 5м состояние другого «Найди друга» и умение выражать 5. Рефлексия свое «Свет в моем эмоциональное окошке» состояние; Всего: 3м 30 м 7 развивать навыки продуктивного взаимодействия 11 «Обида» Учить с помощью 1. Упражнение 3м выразительных «Приветствие» движений 2. Просмотр и передавать обсуждение щелчок»,ва внутреннее мультипликацион тман, состояние героев, ного фильма «За карандаши, развивать щелчок» детски способность 3. Упражнение понимать «Подарок» эмоциональное 4. арт- состояние другого терапевтический и умение выражать прием создание свое общего коллажа эмоциональное 5. Рефлексия состояние; «Свет в моем развивать навыки окошке» продуктивного Всего: 10 м 4м Мультипли психо кационный лог фильм «За журналы, клей, 10 м ножницы. 3м 30 м взаимодействия 12 «Вместе Учить с помощью 1. Упражнение мы сила» выразительных «Приветствие» движений 2. Упражнение передавать «Гусеница» внутреннее 3. арт- состояние героев, терапевтический развивать прием создание способность коллажа «Мы все понимать вместе» эмоциональное 4. Рефлексия 3м Воздушные психо шарики, 10 м лог ватман, карандаши. 15 м 3м состояние другого «Свет в моем 8 и умение выражать окошке» свое Всего: 31 м эмоциональное состояние; развивать навыки продуктивного взаимодействия 9 Приложение №1 КОНСПЕКТЫ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ ЗАНЯТИЕ 1 « Знакомство» Цель: Установление межличностных контактов между детьми, знакомство с героями коррекционно-развивающей сказки, снятие напряжения, диагностика умения оценивать других. Материалы: репродукция К. Чюрлениса «Дружба» ХОД ЗАНЯТИЯ Ритуал приветствия: Психолог. Сегодня мы с вами познакомимся с интересной сказкой про принцессу Любовь . Начинается она так: Когда-то, еще в былые времена жила на свете прекрасная принцесса. Ее звали Любовь. Лучшими друзьями у нее были: Солнце, Воздух и Вода. От них принцесса узнала много секретов: как жить в любви и согласии с собой и с окружающим миром. Потому что эти друзья никогда не ссорились и всегда приходили друг другу на помощь. Это очень древние секреты. Понять их можно только с помощью своих чувств и ощущений . С чего же начиналось каждое утро Гармонии? Оказывается, оно начиналось с приветствия со своими лучшими друзьям: Солнцем, Воздухом и Водой 10 Упражнение «Приветствие» (снятие эмоционального напряжения) Цель: снятие эмоционального напряжения, создание положительного психологического настроя. Время выполнения: 2-3 минуты. Ход выполнения Каждый день, только Любовь просыпалась, она протягивала руки ладонями вверх и громко произносила, обращаясь к Солнцу « Солнце я приветствую тебя». Давайте и мы вместе с Любовью поздороваемся с Солнцем (дети повторяют движения психолога и здороваются с Солнцем) С Воздухом они здоровалась таким образом. Сгибала руки в локтях, протягивала ладони вверх и восклицала « Я приветствую тебя Воздух» . Давайте и мы вместе с Любовью поприветствуем Воздух. ( дети повторяют движения за психологом и здороваются с Воздухом) А с Водой Любовь здоровалась таким образом, вытягивала руки вперед ладонями вперед и нежно шептала « Я приветствую тебя, Вода». Я вам предлагаю тоже поздороваться с Водой. (дети повторяют движения за психологом здороваются с Водой). У каждого из друзей Любви были дети, и они охотно ходили к Любви в гости, но была маленькая проблема – дети не могли разговаривать человеческим языком. Они только болтали языком чувств, языком настроения и отношений друг к другу и они легко понимали всех и друг друга. Сегодня, спеша в гости к Любви они прихватили с собой такую картину. Вот она, посмотрите на нее. Упражнение «Дружба» (диагностическая) 11 Цель: диагностика умения оценивать других; развитие речевой активности и обогащение активного словарного запаса; формирование навыков наблюдательности, развивать умение прислушиваться к собственным чувствам и формировать умение их понимать. Время выполнения: 7-8 минут Оборудование: репродукция К. Чюрлениса «Дружба» Ход выполнения. Детям предлагается рассмотреть рисунок и ответить на вопросы: - Кто нарисован на картине? - Что они делают? - Как бы вы назвали эту картину? - Почему именно так? - Сядьте в позу принцессы. Представьте, что теперь в ваших ладонях находится маленькое солнышко. Что могло солнышко своими лучиками передать вам? Какие ощущения вы стали испытывать к нему? (Рассказы детей.) - Какое имя вы бы дали главному лучику этого солнышка: «Лучистик» (потому что он лучистый, светлый и яркий) или «Добротуля» (потому что он добрый, отзывчивый, милый, приветливый, он несет доброту и здоровья, от которого все люди улыбаются)? - Ребята, а как вы думаете зачем дети принесли эту картину принцессе Любви? - А теперь и мы попробуем познакомиться заново друг с другом, как Солнце, Ветер и Воздух. Скажите, когда вы находитесь на солнце – что вы чувствуете? 12 Упражнение «Знакомство» (коррекционно-развивающая) Цель: дать понимание терапевтического воздействия тактильного контакта с другими сверстниками; развивать умение прислушиваться к собственным чувствам, анализировать их; развивать навыки общения Время выполнения: 8-10 минут. Ход выполнения. Сейчас я вам предлагаю разбиться на пары. Повернитесь лицом друг к другу. Один из вас, закрыв глаза и согнув руки в локтях, разворачивают ладони вверх и произносит свое имя, а другой, положив свои ладони сверху на ладони своего соседа в паре и нежно поглаживая ладони товарища , тоже говорит: «Меня зовут...» (и далее называет свое имя). Теперь поменяйтесь ролями. (Тот, кто был в «позе Любви», говорит от имени Солнышка, и наоборот). А какое чувство у нас вызывает вода? Один из вас, закрыв глаза и протянув руки , ладонями вперед, называет свое имя, а другой, нежно постукивая пальцами вдоль всей руки своего товарища, тоже говорит: «Меня зовут...». Теперь поменяйтесь ролями. (Тот, кто был в «позе Любви», говорит от имени Воды, и наоборот). А какое чувство у вас возникает когда дует ветер? ( обсуждаю то, что чувства могут быть разными, как и разным может быть ветер) 13 Один из вас, закрыв глаза, протягивает руки вперед, согнув их в локтях и поворачивает ладони вниз. Он называет свое имя. А другой, дуя на возвращенные ладони называет свое имя. Затем предлагается поменяться ролями. Итог: - Что вы чувствовали, когда здоровались с Солнцем? - Что вы чувствовали, когда здоровались с Ветром? - Что вы чувствовали, когда здоровались с Водой? - С кем из этих друзей вам более всего понравилось здороваться? Почему? Домашнее задание : Дома нарисовать своего нового друга таким, каким он вам запомнился на сегодняшнем занятии. Рефлексия: «Свет в моем окошке» Цель: диагностика эмоционального состояния ребенка после проведенного занятия; формировать умение выражать свои чувства с помощью цветовой гаммы Время выполнения: 2-3 минуты Оборудование: лист бумаги, карандаши Ход выполнения. Каждый ребенок в начале занятия рисует свой многоэтажный домик ( 6 этажный по два окошка на этаже). Подводя итог занятия, каждый ребенок закрашивает окошко зеленым, красным или желтым карандашом, в зависимости от настроения который образовался во время занятий. 14 ЗАНЯТИЯ 2-3 «Солнечные лучики» Цель: снятие напряжения, первичное осмысление выразительности речи (построение голосовой интонации), ее роли в общении (через нахождение аналогий в бытовых условиях, семье), побуждение стремления перенести стиль общения с близкими на стиль общения со сверстниками, дальнейшее пополнение «словаря взаимопонимания и сотрудничества». Материалы: бумага, карандаши, репродукция К. Чюрлениса «Дружба», мультфильм «Красавица и чудовище» ХОД ЗАНЯТИЯ Упражнение «Приветствие» Цель: снятие эмоционального напряжения, создание положительного психологического настроя Время выполнения: 2-3 минуты. Ход выполнения. 1 Здороваемся с Солнцем. ( повторяем движения принцессы из занятия №1) 2. Здороваемся с Водой. 3. Здороваемся с Ветром. 4 Здороваемся друг с другом ( Громко ласково произносим «Я поздравляю всех, кто здесь присутствует» , протягиваем руки вперед и разводим их в стороны ладонями вверх) Обсуждение домашнего задания. 15 - Кого ты нарисовал? - Чем запомнился тебе твой новый друг? - Что нужно сделать, чтобы чаще встречаться со своим другом? (Больше быть на свежем воздухе, купаться, загорать.) - Ребята, посмотрите на эту картину, дети наших новых друзей оставили нам ее . Вы ее помните? Кто на ней нарисован? Упражнение « Лучи солнца» Цель: развивать умение прислушиваться к собственным чувствам, понимать их; учить анализировать эмоциональное состояние других; развивать умение выражать свои чувства с помощью цвета; формировать навыки установления дружеских взаимоотношений между сверстниками Время выполнения:4-5 минут. Оборудование: лист бумаги, карандаши Ход выполнения. Я вам предлагаю нарисовать маленькое Солнышко и лучик Добротулю. Вам нужно раскрасить свой рисунок. Подумайте, какие цветные карандаши вы для этого возьмете. Оказывается, у Солнышка, кроме главного луча Добротули, есть еще три лучика: Радостиночка, Нежнуля и Ласкуния. Нарисуйте эти лучики рядом с лучиком Добротулей. Вам нужно раскрасить свой рисунок. Подумайте, какие цветные карандаши вы для этого возьмете. 16 Отдайте свои рисунки тому участнику, которому вы хотели бы их подарить. Упражнение «Доброе имя» Цель: развивать речевую активность детей и обогащать словарный запас ; формировать умение выражать с помощью слов свои чувства; развивать умение анализировать и соотносить слово с активными действиями людей; формировать чувство эмпатии. Время выполнения: 5 минут. Ход выполнения. Иногда маму вы называете мамуля, а например, бабушку — бабуля. Почему мы так называем своих близких и родных? - Какие из имен лучиков Солнышка близкие и родственные словам «мамуля» и «бабуля»? И почему? - Называла вас мама так же, как звучат имена лучиков Солнышка? В каких ситуациях это происходило? - Как ласково и по-доброму вы называете имена своих друзей? В каких ситуациях это происходит? Бывают случаи, когда даже своих близких, родных и знакомых вы называете не по-доброму, сердито? В каких ситуациях это происходит? (Выслушиваются все высказывания детей.) Упражнение «Позови соседа» Цель: формировать умение сотрудничать в парах; формировать у ребенка опыт конструктивного взаимодействия со сверстниками. Время выполнения: 5-6 минут 17 Ход выполнения. Встаньте в пары лицом друг к другу. Постарайтесь назвать имя своего соседа каждый раз по-другому, но по-доброму. Выигрывает та пара, которая подберет большее количество хороших имен друг к другу. (Например: Ваня, Ванечка, Ванюша и т.д.) -Приятно было слушать как тебя называют? - Назовите чувства , которые у вас возникают, когда ваши сверстники называют ваше имя по-доброму. Просмотр мультфильма «Красавица и Чудовище» Цель: Формировать навыки анализировать поведенческую реакцию человека в соотношении внутреннего эмоционального состояния; развивать умение сочувствовать человеку, активизировать умственную проблемно-поисковую активность дошкольника с целью нахождения продуктивных элементов взаимодействия. Время: 55 минут Оборудование: видеозапись мультфильма «Красавица и чудовище» Ход выполнения. Обсуждение с детьми: - Можно ли сказать, что Чудовище было добрым? Почему? - За что наказала его волшебница? - Почему для того, чтобы расколдовать героя, нужно было полюбить его в зверином облике? - Как Адель помогла ему измениться? 18 - Какой самый главный элемент выражения лица помог Чудовищу завоевать расположение Адель? Итог: совместное исполнение песни. В. Шаинского. «Улыбка» Рефлексия Цель: диагностика эмоционального состояния ребенка после проведенного занятия; формировать умение выражать свои чувства с помощью цвета Время выполнения: 2-3 минуты Оборудование: лист бумаги, карандаши Ход выполнения. Зарисовываем свет в окошке( в следующем) ЗАНЯТИЕ 4 «Улыбка» Цель: Учить детей понимать по выражению лица эмоциональное состояние собеседника, установление взаимопонимания и дружеских связей между детьми, развивать навыки продуктивного общения со сверстниками. Материалы: мультипликационный фильм «Крошка Енот», шаблоны лица Крошки Енота, клей, кисточка. ХОД ЗАНЯТИЯ Упражнение «Передай улыбку» Цель: снятие эмоционального напряжения, создание положительного психологического настроя Время выполнения: 2-3 минуты. Ход выполнения. Психолог предлагает встать в круг и передать по кругу свою улыбку. Потом всем улыбнуться и нежно прошептать «Я очень рад видеть вас здесь всех, пусть вам везет» 19 Итог: - Приятно ли вам было получить свою улыбку обратно? - А чтобы вы хотели больше - получить улыбку от соседа или просто выражение лица? - А кому из героев мультипликационных фильмов улыбка помогла справиться с задачей? Просмотр мультипликационного фильма «Крошка Енот» Цель: развивать умение соотносить мимическое выражение лица с внутренним эмоциональным состоянием; формировать навыки наблюдательности, развивать навыки продуктивного взаимодействия с другими людьми. Время выполнения: 10-15 минут. Оборудование: видеозапись мультфильма «Крошка Енот» Просмотр мультфильма «Крошка Енот» Обсуждение мультфильма: - Какое задание получил крошка Енот от мамочки? - Смог ли он его выполнить с первого раза? Кто ему помешал? - Как пытался решить проблему с новым незнакомцем Крошка Енот? - Покажите выражение лица которое было в Крошки Енота, когда он угрожал палкой! Что оно обозначает? - Покажите выражение лица которое было у Крошки Енота, когда он корчил гримасы незнакомцу. Что он означает? - Покажите выражение лица, которое помогло Крошке Еноту получить корзину осоки. Что оно обозначает? 20 - Как вы думаете, что помогает в первую очередь наладить дружеские отношения с людьми, даже малознакомыми? Упражнение «Отгадай эмоцию» Цель: Тренировать и развивать умение соотносить мимические лица с внутренним эмоциональным состоянием; выражения формировать навыки продуктивного взаимодействия со сверстниками; развивать чувство эмпатии. Время выполнения: 5-6 минут. Ход выполнения. Каждому ребенку по очереди предлагается показать с помощью мимики и жестов определенные эмоциональные состояния : Злость ( взрослые не разрешают играть любимой игрушкой, не хотят покупать желаемую вещь); Обида ( дети дразнятся, кто-то забрал любимую игрушку); Грусть ; Радость; Озадаченность ; Интерес. Другим детям предлагают отгадать предоставленную эмоцию и успокоить или подружиться с ребенком. Упражнение « Оживление рисунка» Цель: развивать умение понимать и передавать эмоциональное состояние другого с помощью арт-средств; формировать навыки эмпатии Время выполнения:3-4 минуты Оборудование: лист бумаги; заготовленные шаблоны глаз, рта, бровей, шаблон лица Крошки Енота; клей; кисточка. Ход выполнения. 21 Детям предлагается предоставленный шаблон лицо Крошки Енота оживить и изобразить на нем с помощью отдельных деталей ( глаз, бровей разного положения, губ) такие эмоции как злость, обида, озадаченность, грусть, радость. И предлагается подарить другу ту эмоцию, которая более всего нравится ребенку. (предоставленные элементы наклеиваются на шаблон ). Итог: Обсуждается почему именно выбранная эмоция более всего нравится ребенку? Рефлексия : Цель: диагностика эмоционального состояния ребенка после проведенного занятия; формировать умение выражать свои чувства с помощью цвета Время выполнения: 2-3 минуты Оборудование: лист бумаги, карандаши Ход выполнения. Зарисовываем свет в окошке. ЗАНЯТИЕ 5 «Сотворим солнце в себе» Цель: осмысление выразительности речи и ее роли для общения, установка на уверенность в возможности изменения отношений к себе со стороны сверстников, установление взаимопонимания и дружеских связей между детьми. Материалы: бумага, цветные карандаши ХОД ЗАНЯТИЯ Упражнение «Приветствие» Цель: снятие эмоционального напряжения, создание положительного психологического настроя 22 Время выполнения: 2-3 минуты. Ход выполнения. 1 Здороваемся с Солнцем. ( повторяем движения принцессы из занятия №1) 2. Здороваемся с Водой. 3. Здороваемся с Ветром. 4 Здороваемся друг с другом ( Громко ласково произносим «Я поздравляю всех, кто здесь присутствует» , протягиваем руки вперед и разводим их в стороны ладонями вверх) Упражнение «Солнышко» (релаксация) Цель: дать понимание терапевтического воздействия тактильного контакта с другими сверстниками как одного из средств продуктивного взаимодействия со сверстниками Время выполнения: 3-4 минуты Ход выполнения. Помните, на первом занятии мы с вами познакомились с принцессой Любовью и ее волшебными друзьями, а также с солнечными лучиками. Когда до принцессы прилетало Солнышко, то она чувствовала через свои пальчики, как Добротуля излучает отзывчивость и желание делать добро другим. Ее дыхание от этого становилось плавным и равномерным. А от Радостиночки, которая легко пожимал ладони при встрече, Любовь ощущала в себе прилив радости, веселья и желание делиться этой радостью с другими. Нежнуля, нежно касаясь руки принцессы, наполняла Любовь нежностью и любовью. А Ласкунья, ласкаясь как котенок, вызывала в ответ ласку к себе. Попробуем и мы с вами почувствовать в своих ладонях эти ощущения. Закроем глаза и представим, как прилетело к нам маленькое Солнышко. Лучик Добротули наполнил нас желанием творить добро другим и быть чуткими. Радостиночка, легко пожав наши пальчики, наполнила нас радостью и желанием приносить радость близким и знакомым. Нежнуля, нежно касаясь 23 наших рук, наполнила нас любовью к людям. А Ласкунья сделала нас ласковыми ( психолог по очереди касается рук каждого ребенка под эти слова, при необходимости слова можно повтори несколько раз) А сейчас откройте глаза и опустите руки вниз. Легко встряхните кистями. Вы почувствовали себя отдохнувшими и счастливыми? А с каким лучиком вам хотелось бы еще раз встретиться? Упражнение «Сотворим солнце в себе» Цель: Развивать способность понимать чувства других людей и адекватно на них реагировать, обогащать активный словарный запас дошкольника Время выполнения: 2-3 минуты. Ход выполнения. Однажды, когда Любовь ждала в гости к себе Солнышко, в ее ладони прилетел Лунатик. Это был ребенок Месяца. Месяц очень завидовал Солнцу, что его маленькое Солнышко летает в гости к принцессе. Он захотел, чтобы и его ребенок тоже погостила у Любви. Но когда Лунатик сел на ладони принцессы, то она ничего не почувствовала. Оказывается, Лунатик был роботом. Он был из металла. И кроме холода и пустоты он ничего не излучал. Любви стало жаль бесчувственного беднягу. И она решила наделить его добрыми, радостными, нежными и ласковыми чувствами. Ведь у нее их было так много, что хватило бы на всех детей всего мира. К тому же принцесса была очень отзывчивым человеком. Она понимала чужие нужды и беды, и была всегда готова помочь другому. Но когда Любовь пыталась сделать Лунатика таким же теплым, как Солнышко, он становился прохладным и спокойным. И тогда принцесса поняла, что все дети — разные. Ребенок Месяца не может быть такой же, как ребенок Солнца! 24 А то, что он другой, не значит, что он плохой. Ведь в нем очень много хорошего! Усилия Любви не пропали зря. Вместо тепла у Лунатика зародилось ощущение теплоты, и на нем появилось новое пятнышко — Теплуша. И от этого он стал очень приветливым и гостеприимным. На его лице Любовь увидела даже улыбку! Арт-упражнение «Пятнышки на Лунатике» Цель: учить выражать свои чувства с помощью цвета; формирование навыков позитивного отношение к сверстникам. Время выполнения: 3хвилини Оборудование: лист бумаги, карандаши. Ход выполнения. Психолог. Нарисуйте пятнышки на Лунатике (Добротуле, Радостиночке, Нежнуле, Ласкунии и Теплуше). Вам нужно раскрасить свой рисунок. Подумайте, какие цветные карандаши вы для этого возьмете. Отдайте свои рисунки тому участнику, которому вы хотели бы их подарить. Итог : - Скажите, плохой ли ребенок, который стоит отдельно и не хочет разговаривать с вами? - А как можно исправить эту ситуацию? Что можно сделать? - Плохой ли ребенок, который не хочет поделиться с тобой игрушкой? А как можно исправить ситуацию? Что надо сделать? Рефлексия : Цель: диагностика эмоционального состояния ребенка после проведенного занятия; формировать умение выражать свои чувства с помощью цвета Время выполнения: 2-3 минуты Оборудование: лист бумаги, карандаши 25 Ход выполнения. Зарисовываем свет в окошке. ЗАНЯТИЕ 6 «Знакомство с эмоцией страх» Цель: Познакомить детей с эмоцией «страх», учить определять этот эмоциональное состояние других людей, развивать чувство эмпатии, умение сопереживать, формировать навыки продуктивного общения. Оборудывание: шарф, коврик Упражнение «Приветствие» Цель: снятие эмоционального напряжения, создание положительного психологического настроя Время выполнения: 2-3 минуты. Ход выполнения. Психолог предлагает детям стать в круг а потом повернуться к соседу спиной. Сегодня мы будем учиться передавать свое настроение товарищу. Вам нужно поздоровавшись с товарищем что-то ему пожелать и передать эти пожелания в виде легкого массажа. Например ( психолог показывает как нужно делать : « Я поздравляю тебя Настя, и желаю тебе веселого, ласкового настроения ( легко поглаживает по спине ребенка, потому, что настроение – ласковое) Упражнение « Знакомство со Страхом» Цель: развивать умение понимать собственные чувства, анализировать их и находить пути управления чувствами. Время выполнения: 2-3 минуты. Ход выполнения. 26 Однажды когда Любовь играла с Лунатиком и они весело и громко смеялись их увидела Зависть. И ей так захотелось помешать дружбе, что она взяла и украла с неба Солнышко и везде стало очень – очень темно. А какие чувства вы испытываете когда сами находитесь в темноте? Что вам хочется сделать? А когда и куда исчезает страх? Упражнение «Корабль среди скал» Цель: формировать навыки продуктивного взаимодействия; развивать навыки доверительного отношения к сверстникам. Время выполнения: 7-10 минут Оборудование: кубики, стулья, платок. Ход выполнения. А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру. Нам нужно выбрать корабль и капитана. Тому ,кто выполняет роль корабля, завязывают глаза а капитан будет управлять кораблем с помощью слов. Он должен будет так управлять кораблем, чтобы тот не наткнулся на скалы. (роль скал могут выполнять разнообразные вещи, кубики, стулья, игрушки) Все остальные дети выстраиваются за скалами и играют роль бухты, на протяжении игры избранную бухту можно менять по желанию ребенка. Для того чтобы изменить курс ребенок-бухта через 3минуты после выбранного курса должна сказать «Плыви ко мне». Капитан должен вести свой корабль очень осторожно, чтобы не натолкнуться на скалы. Итог: - Что ты чувствовал, когда был «кораблем»? - Ты чувствовал себя достаточно безопасно со своим капитаном? - Что было сложно выполнить для тебя? Почему? - Что в следующий раз твоему капитану стоит делать по-другому, чтобы быстрее и легче достичь цели? 27 Упражнение «Запуганный ежик» Цель: развивать навыки доверительного отношения к сверстникам; формирование навыков продуктивного взаимодействия; развитие эмпатии; предупреждение формирования эгоистических начал личности. Время выполнения: 6-7 минут. Оборудование: одеяло Ход выполнения. Кто из вас видел ежика? Вы знаете, что делает ежик, когда он встречается с лисой или собакой? А почему? Я вам предлагаю на минутку стать ежиком и показать мне свое выражение лица, когда вы столкнулись со страхом. Как вы себя чувствуете? А можно ли изменить это состояние? А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру. Один из вас будет напуганным ежиком а другие дети будут пытаться помочь ему. Выбирается ребенок Ежик. Ежик, ляг на коврик и обратись калачиком – так делает ежик, когда пугается. Представь себе, что ты еще очень маленький ежик и у тебя мало опыта, а тебя напугала собака. А когда собака коснулся тебя носом, чтобы обнюхать - тебе стало совсем страшно. Поэтому ты свернулся в крепкий клубочек, чтобы защитить свой носик и живот... К счастью, тебе на помощь пришли дети. Но ты не знаешь, кто такие дети, и не знаешь, что они могут быть очень милыми. Задание детям – успокоить ежика. Я бы хотела , чтобы ежик почувствовал, что детям можно доверять. Задача ежику, если ты почувствуешь, что детям можно доверять то ты можешь потихоньку раскрываться. Итог: - Что ты чувствовал когда был ежиком? 28 - Были ли все дети достаточно осторожными до ежика? - Как ты понял, что можно доверять детям? Итог: Помните, в начале нашего занятия Зависть украла Солнышко с неба, но Любовь не обиделась на Зависть а тихонько подошла к ней и ласково начала гладить по руке. Зависть поняла, что она сделала ошибку, что дружбу и привязанность нельзя требовать и отпустило Солнышко на небо. И всем на земле стало приятно. Рефлексия: Цель: диагностика эмоционального состояния ребенка после проведенного занятия; формировать умение выражать свои чувства с помощью цвета Время выполнения: 2-3 минуты Оборудование: лист бумаги, карандаши Ход выполнения. Зарисовываем свет в окошке. ЗАНЯТИЕ 7 «Пути преодоления страхов» Цель: Развивать навыки продуктивного взаимодействия во время переживания эмоции страха, развивать чувство эмпатии, умение сопереживать, обогащать активный словарь дошкольника. Материалы: мультипликационный фильм « Живая игрушка», коврик, карандаши ХОД ЗАНЯТИЯ Упражнение «Приветствие» Цель: снятие эмоционального напряжения, создание положительного психологического настроя Время выполнения: 2-3 минуты. 29 Ход выполнения. Психолог предлагает детям стать в круг а потом повернуться к соседу спиной. Сегодня мы будем передавать свое настроение товарищу. Вам нужно поздоровавшись с товарищем пожелать ему что- то приятное и передать эти пожелания в виде легкого массажа. Например ( психолог показывает как нужно делать : « Я поздравляю тебя Настя, и желаю тебе веселого, ласкового настроения ( легко поглаживает по спине ребенка, потому, что настроение – ласковое)…. - Дети, скажите, что вы чувствовали, когда к вам прикасается ваш сосед? Было ли вам приятно? - Какое желание у вас вызвали переданные вам чувства? Просмотр мультипликационного фильма « Живая игрушка» Цель: знакомство с мимическим выражением эмоции страха, развивать умение понимать и соотносить мимические проявления с внутренним эмоциональным состоянием человека; активизировать умственно-поисковую деятельность в формах продуктивного взаимодействия, развивать чувство эмпатии. Время выполнения: 10-15 минут. Оборудование: видеозапись мультфильма «Живая игрушка» телевизор( или ноутбук) Ход выполнения. На прошлом занятии мы с вами знакомились с эмоцией страх. Вспомните, а кто в лесу самый трусливый, кто дрожит от каждого шороха листочка? Конечно – зайчонок и сегодня он прибежал к нам очень – очень испуганный. Вот посмотрите какое приключение с ним случилось. Итог: Скажите, что происходило с Зайчонком, когда он убежал от мамочки? - А понравилось Зайчонку быть куклой Кати? Почему вы так решили? 30 - Покажите, какое выражение лица было у Зайки, когда он увидел, что Катя стремится сделать его своей игрушкой? Что оно выражало? - Что же произошло со здоровьем Зайки, когда Катя сделала его своей игрушкой? - Кто пришел на помощь Зайчонку? - Как они помогли Зайчонку выздороветь? Что они сделали для того, чтобы Зайчонок выздоровел? Упражнение « Австралийский дождь» Цель: формировать понимание терапевтического воздействия тактильного контакта с другими сверстниками как одной из форм продуктивного взаимодействия; развивать умение прислушиваться к собственным чувствам, анализировать их. Время выполнения: 2-3 минуты. Ход выполнения. Дети, скажите а как можно помочь человеку, когда он боится? Психолог предлагает детям сесть в круг и повернуться спиной к соседу. По указанию психолога и повторяя движения за ним они делают масаж своему соседу. « В Австралии над домами почти всегда светит ясное, лучистое, ласковое солнышко, но вдруг налетели тучки и подул ветерок, потом ветерок усилился и по крыше закапали первые редкие капли дождя. Потом дождь припустился сильнее и заблестела молния, но через несколько минут дождь успокоился и превратился в жидкие капельки и вовсе стих, ветерок разогнал последние облака и на небе снова засияло ласковое солнышко» 31 Итог: Что вы чувствовали, когда ваш сосед делал вам массаж? Приятно ли вам было? Какие желания у вас вызвал сосед с помощью массажа? Как же можно помочь человеку, если он находится в страхе? Упражнение «Мягкая кукла» Цель: Формировать навыки доверительного отношения к сверстникам; формирование чувства эмпатии к другому. Время выполнения: 5-6 минут. Оборудование: коврик. Ход выполнения. Дети, скажите, а что такое нежность? А когда, кто-то проявляет к вам нежность что вы чувствуете? Сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Мягкая кукла», где нужно с особой нежностью относиться друг к другу. Психолог разбивает детей на группы по три ребенка в группе, и предлагает выбрать того, кто будет выполнять роль Мягкой куклы. Мягкая кукла ложится на коврик и расслабляется, закрывает глаза. Остальным членам группы предлагается по очереди мягко поднимать руки и ноги Куклы и мягко класть их на место произнося такие слова « Я нежно касаюсь твоего локтя, медленно подвожу руку твою вверх. Ты можешь расслабить свои мышцы и не помогать мне. Теперь ты можешь почувствовать свою руку по весу а я нежно положу ее обратно на пол.» . Такие же слова произносят когда поднимают ногу, но слово рука заменяют на слово нога. В роли мягкой куклы предлагают побывать каждому участнику игры. Итог: - Какие ощущения у вас возникали, когда дети выполняли упражнение? - Вы полностью доверяли товарищам? 32 - Когда чувство доверия начал работать? - Как же еще можно помочь человеку, если он находится в страхе? Рефлексия : Цель: диагностика эмоционального состояния ребенка после проведенного занятия; формировать умение выражать свои чувства с помощью цвета Время выполнения: 2-3 минуты Оборудование: лист бумаги, карандаши Ход выполнения. Зарисовываем свет в окошке. ЗАНЯТИЕ 8 «Настроение» Цель: Развивать способность понимать эмоциональное состояние другого и умение выражать продуктивного свое эмоциональное взаимодействия, состояние; развивать навыки чувство эмпатии, умение развивать сопереживать, обогащать активный словарь дошкольника. Материалы: стихотворение в переводе С Маршака «Котята», бумага, карандаши. Пуговицы, бусинки, монетки, брошки, ластик, кольцо, колесо. ХОД ЗАНЯТИЯ Упражнение «Приветствие» Цель: снятие эмоционального напряжения, создание положительного психологического настроя Время выполнения: 2-3 минуты. 33 Ход выполнения. Дети вместе с психологом сидят кругом и психолог предлагает всем разучить приветствие, которое нужно пропеть, а не проговорить. Психолог здоровается с каждым отдельно «Я приветствую тебя Оля» (улыбнуться и кивнуть головой, здороваются по кругу) «Приветствуем вас Елена Дмитриевна» «Солнышко, я приветствую тебя» ( Все поднимают руки, улыбаются и опускают их обратно) «Небо, я приветствую тебя» (движения аналогичны) «Я приветствую всех, кто здесь находится» ( все разводят руки в стороны, улыбаются и опускают их) Прослушивание и обсуждение литературного произведения Цель: Развивать умение понимать эмоциональные состояния других, выражать эмоциональные проявления с помощью движений, мимики; развивать чувство эмпатии. Время выполнения: 3-4 минуты Оборудование: текст стихотворения в переводе С Маршака «Котята». Ход выполнения. Сегодня я предлагаю вам послушать стишок С. Маршака. Психолог читает английскую народную песенку в переводе С.Маршака Два маленьких котенка поссорились в углу, Сердитая хозяйка взяла свою метлу И вымела из кухни дерущихся котят, Не справившись при этом, кто прав, кто виноват. А дело было ночью, зимою, в январе, 34 Два маленьких котенка озябли во дворе. Легли они, свернувшись, на камень у крыльца, Носы уткнули в лапки и стали ждать конца. Но сжалилась хозяйка и отворила дверь. «Ну что, — она спросила, — не ссоритесь теперь?» Прошли они тихонько в свой угол на ночлег, Со шкурки отряхнули холодный мокрый снег, И оба перед печкой заснули сладким сном, А вьюга до рассвета шумела за окном. Изменилось ли ваше настроение во время прослушивания этого стихотворения? - Какие чувства у вас вызвало стихотворение? - Что помогло котятам помириться? - Какое чувство было у котят во время ссоры? - Как вы думаете, какое чувство котята испытывали, когда хозяйка впустила их в дом после метели? Изобразите это чувство на своих лицах. Упражнение « Солнечный зайчик» Цель: снятие эмоционального напряжения, создание положительного психологического настроя Время выполнения:2 минуты. Ход выполнения. Дети сидят в кругу. Ведущий говорит: «Солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте их. Он побежал дальше по лицу. Нежно погладьте его ладонями: на лбу, носу, рту, щечках, подбородке, аккуратно поглаживайте, чтобы не спугнуть, голову, шею, животик, руки, ноги, он забрался за шиворот — погладьте его и там. Он не озорник, он любит и ласкает вас, а вы погладьте и подружитесь с ним. Улыбнитесь ему». 35 Рисование эпизода сценки, запомнился, «Котята» Цель: развивать умение выражать свои чувства с помощью арт-средств. Время выполнения: 5 минут. Оборудование:лист бумаги, карандаши, краски, аудиозапись релаксационной музыки Ход выполнения. Под звучание спокойной мелодии дети рисуют, затем обсуждают рисунки. Каждый рассказывает, почему он изобразил именно этот эпизод, какие чувства при этом испытал. Упражнение «Тренируем эмоции» Цель: Развивать умение выражать с помощью мимики и жестов эмоциональные состояния, учить их понимать и соотносить с двигательной активностью человека. Время выполнения: 8-10 минут. Ход выполнения. Ведущий предлагает детям: а) насупиться как: — осенняя туча — рассерженный человек; б) позлиться, как: — злая волшебница — два барана, которые встретились на мосту и не желают друг другу уступать. — голодный волк — ребенок, у которого отняли мяч; в) испугаться, как: — заяц, увидевший волка 36 — птенца, упавшего из гнезда — котенок, на которого лает злая собака; г) улыбнуться, как: — кот на солнышке — само солнышко — хитрая лиса — будто ты увидел чудо. Игра «Секрет» Цель: Формировать навыки продуктивного взаимодействия; развивать коммуникационные навыки дошкольника Время выполнения: 5-6 минут Оборудование: пуговицы, брошь, бусинки, старые часы, монетки. Ход выполнения. Всем участникам ведущий кладет в ладошки по секрету из красивого сундука (пуговицу, бусинку, брошку, старые часы и т.д.), кладет и зажимает в кулачок. Участники ходят по помещению и ищут способы уговорить каждого показать ему свой секрет. Ведущий следит за процессом обмена секретами, помогает всем найти общий язык. Рефлексия : Цель: диагностика эмоционального состояния ребенка после проведенного занятия; формировать умение выражать свои чувства с помощью цвета Время выполнения: 2-3 минуты Оборудование: лист бумаги, карандаши 37 Ход выполнения. Зарисовываем свет в окошке. ЗАНЯТИЕ 9 «Встреча с другом» Цель: Учить с помощью выразительных движений передавать внутреннее состояние героев, развивать способность понимать эмоциональное состояние другого и умение выражать свое эмоциональное состояние; развивать навыки продуктивного взаимодействия. Материалы: стихотворение Т.Волиной «Два друга», карандаши, аудиозапись релаксационной музыки. ХОД ЗАНЯТИЯ Упражнение «Приветствие» Цель: снятие эмоционального напряжения, создание положительного психологического настроя Время выполнения: 2-3 минуты. Ход выполнения. Дети вместе с психологом сидят кругом и психолог предлагает всем разучить приветствие, которое нужно пропеть, а не проговорить. Психолог здоровается с каждым отдельно «Я приветствую тебя Оля» (улыбнуться и кивнуть головой, здороваются по кругу) «Приветствуем вас Елена Дмитриевна» «Солнышко, я приветствую тебя» ( Все поднимают руки, улыбаются и опускают их обратно) «Небо, я приветствую тебя» (движения аналогичны) 38 «Я приветствую всех, кто здесь находится» ( все разводят руки в стороны, улыбаются и опускают их) Этюд «Встреча с другом» Цель: Учить выражать свои чувства и эмоциональные состояния с помощью невербальных средств общения. Время выполнения: 2 - 3 минуты Ход выполнения. Ведущий говорит: «У мальчика был друг. Летом они расстались. Мальчик остался в городе, а его друг уехал с родителями на юг. Скучно в городе без друга. Прошел месяц. Однажды идет мальчик по улице и вдруг видит, как на остановке из автобуса выходит его товарищ. Как же обрадовались они друг другу!» Дети с помощью объятий и улыбки показывают радость от встречи с другом. Слушание и обсуждение стихотворения Т.Волиной «Два друга» Цель: Учить выражать свои чувства и эмоциональные состояния с помощью невербальных средств общения; развивать чувство эмпатии; развивать речевую активность дошкольника Время выполнения: 4-5 минут. Ход выполнения. Пришли два юных друга на речку загорать. Один решил купаться — стал плавать и нырять. Другой сидит на камушке и смотрит на волну, И плавать опасается: «А вдруг я утону?» Пошли два юных друга кататься на коньках. Один стрелою мчится — румянец на щеках! Другой стоит растерянный у друга на виду. 39 «Тут место очень скользкое, а вдруг я упаду?!» Гроза дружков застала однажды на лугу. Один пробежку сделал — согрелся на бегу. Другой дрожал под кустиком, и вот дела плохи: Лежит под одеялами — «Кха-кха!.. Апчхи!» Дети оценивают поведение обоих ребят, распределяют роли. Ведущий снова читает стихотворение, а дети с помощью пантомимики его иллюстрируют. Упражнение «Психологические этюды» Цель: Учить выражать свои чувства и эмоциональные состояния с помощью невербальных средств общения; формирование навыков продуктивного взаимодействия. Время выполнения: 5-6 минут. Ход выполнения. Психолог предлагает разыграть следующие ситуации. — Ты участвовал в соревновании и занял первое место, а твой друг был почти последним. Он очень беспокоился. Помоги ему успокоиться. — Твой друг попросил у тебя твою игрушку, а отдал ее сломаной. — Ты очень обидел своего друга. Попробуй помириться с ним. Игра «Тень» Цель: Развивать умение наблюдательности, умения понимать эмоциональные состояния другого человека по проявлениям мимики жестов; формирование навыков продуктивного взаимодействия. Время выполнения:3-4 минуты. 40 Ход выполнения. Звучит фонограмма спокойной музыки. Дети разбиваются на пары. Один ребенок — «путник», другой — его «тень». Последний старается точь-в-точь скопировать движения «путника», который ходит по помещению и делает разные движения, неожиданные повороты, приседания, нагибается сорвать цветок, подобрать красивый камушек, кивает головой, скачет на одной ножке и т.п. Итог : - Легко ли вам было выполнять это задание? - Какие чувства у вас возникали? Какие желания вызвали эти чувства? - как надо вести себя, чтобы сохранить дружеские отношения? Рефлексия : Цель: диагностика эмоционального состояния ребенка после проведенного занятия; формировать умение выражать свои чувства с помощью цвета Время выполнения: 2-3 минуты Оборудование: лист бумаги, карандаши Ход выполнения. Зарисовываем свет в окошке. ЗАНЯТИЕ 10 «Правила дружбы» Цель: Учить с помощью выразительных движений передавать внутреннее состояние героев, развивать способность понимать эмоциональное состояние другого и умение выражать свое эмоциональное состояние; развивать навыки продуктивного взаимодействия. Материалы: сказка про Таню, карандаши,. 41 ХОД ЗАНЯТИЯ Упражнение «Приветствие» Цель: снятие эмоционального напряжения, создание положительного психологического настроя Время выполнения: 2-3 минуты. Ход выполнения. Дети вместе с психологом сидят кругом и психолог предлагает всем разучить приветствие, которое нужно пропеть, а не проговорить. Психолог здоровается с каждым отдельно «Я приветствую тебя Оля» (улыбнуться и кивнуть головой, здороваются по кругу) «Приветствуем вас Елена Дмитриевна» «Солнышко, я приветствую тебя» ( Все поднимают руки, улыбаются и опускают их обратно) «Небо, я приветствую тебя» (движения аналогичны) «Я приветствую всех, кто здесь находится» ( все разводят руки в стороны, улыбаются и опускают их) Работа с терапевтической сказкой «Царевна Несмеяна» Цель: развивать чувство эмпатии к сверстникам; формировать навыки продуктивного взаимодействия; развивать чувства сострадания и желания помочь другому. Время выполнения: 6-7 минут. Ход выполнения. Сегодня дети Я хочу рассказать сказку которую я видела в нашем детском саду. Есть в нашем детском саду девочка Таня, и все дети в группе ее дразнили кто – Плаксой, кто ревой-коровой, потому что девочка плакала почти просто так, 42 даже по маленьким пустякам. Например, девочка пьет чай и уронила на пол кусочек булки – сразу слезы. - Ай! Я вкусную булку выронила, а с пола есть нельзя. Ее подружка Соня, утешает ее: - Возьми мою булочку, Только не плачь. Воспитательница ее всегда успокаивает, подружки с ней постоянно носятся – уговаривают не плакать – а результата нет. Детям группы играть с Таней становилось не интересно, ведь что происходит – она сразу плакать, улыбается очень редко. Вот и получилось – что все дети играют вместе, а Таня сама. Есть в группе Коля – очень добрый ребенок. Ему Таню жалко – он всегда с ней возится и никогда не дразнит ее. Он называет ее сказочным именем Царевна Несмеяна. Коле кажется, что Таня и в самом деле похожа на Царевну Несмеяну. Потому что глаза у нее большие, синие, а волосы длинные, шелковистые и завиваются кольцами. Однажды Коля задумался. Как же сделать так, чтобы развеселить Таню. И придумал интересную вещь, о которой рассказал воспитателю - Как выдумаете, что можно было бы придумать, чтобы развеселить Таню? Что вы можете предложить? (ответы детей) - Воспитательница, выслушав Колю и посоветовавшись с детьми, решила внедрить Колин план в жизнь. Они приготовили интересные костюмы, выучили веселые стихи, танцы, песни. Распределили роли, посадили Таню на стул и сказали ей, что она будет играть роль Царевны Несмеяни, а тот кто сможет тебя рассмешить получит приз-сюрприз. Дети танцевали и пели перед Таней, но Таня даже не улыбнулась. Спектакль подходил к концу, когда на сцену вышел Коля. Его сопровождали мамки и няньки. Одна из нянек протянула Коле яблоко и предложила его съесть - Дитятко съешь яблочко, сладкое, наливное. 43 - Не хочу, не буду - закапризничал в ответ Коля.- Оно не вкусное, кислое. И начал лить слезы рекой. Все мамки и няньки заохали, забегали вокруг Коли. Одна мамка собирала слезинки в ведро, другая вытирала слезы платочком и так далее. А Коля сердито надувал губы, морщил нос, тряс головой и стал очень похожим на Таню. Девочка посмотрела на себя , словно в зеркале и рассмеялась. Дети тоже рассмеялись и захлопали в ладони. В ответ воспитательница подошла к Коле и сказала: - Молодец Коля! Рассмешил ты нашу Царевну - Несмеяну. Вот тебе и сюрпризподарок – книжка с веселыми рисунками и интересными рассказами. И протянула книжку Коле . Коля ответил: - Можно я буду ее читать вместе с Таней, чтобы она чаще улыбалась и никогда не плакала? - Конечно, можно! – ответила воспитательница. И потом характер у Тани изменился, она стала меньше плакать и больше улыбаться. Итог: -Как вы думаете, интересно ли было детям играть с Таней? -Почему Таю все дразнили плаксой? - Как называл Коля Таню? Почему? - Что придумал Коля, чтобы развеселить Таню? -Как вы думаете, почему засмеялась Таня? Упражнение «Я в волшебном зеркале» Цель: Формирование и развитие навыков адекватной самооценки; развивать умение с помощью арт-средств выражать собственные эмоциональные состояния. Время выполнения: 7-10 минут. Оборудование: лист бумаги, карандаши, краски. 44 Ход выполнения. Психолог предлагает детям нарисовать себя в трех волшебных зеркалах. В Желтом таким как ты себя видишь, в Голубом – таким как видят тебя родители, Красное – таким каким видят тебя окружающие. Психолог предлагает каждому рассказать о своих рисунках, почему именно так нарисовал ребенок. Упражнение « Найди друга» Цель: Развивать умение узнавать и понимать других по внешним признакам Время выполнения: 5 минут Оборудование: платок Ход выполнения. Дети делятся на две группы. Одной группе завязывают глаза, дают возможность походить по помещению, затем предлагают найти и узнать друга. Узнать можно с помощью рук, ощупывая волосы, одежду, руки. Когда друг найден, игроки меняются ролями. Итог: -Легко или трудно было выполнять это дело? -Что помогало выполнить задание? Рефлексия : Цель: диагностика эмоционального состояния ребенка после проведенного занятия; формировать умение выражать свои чувства с помощью цвета Время выполнения: 2-3 минуты Оборудование: лист бумаги, карандаши Ход выполнения. Зарисовываем свет в окошке. 45 ЗАНЯТИЕ 11 «ОБИДА» Цель: Учить с помощью выразительных движений передавать внутреннее состояние героев, развивать способность понимать эмоциональное состояние другого и умение выражать свое эмоциональное состояние; развивать навыки продуктивного взаимодействия. Материалы: Мультипликационный фильм «За щелчок», ватман, карандаши, детские журналы, клей, ножницы. ХОД ЗАНЯТИЯ Упражнение «Приветствие» Цель: снятие эмоционального напряжения, создание положительного психологического настроя Время выполнения: 2-3 минуты. Ход выполнения. Дети вместе с психологом сидят кругом и психолог предлагает всем разучить приветствие, которое нужно пропеть, а не проговорить. Психолог здоровается с каждым отдельно «Я приветствую тебя Оля» (улыбнуться и кивнуть головой, здороваются по кругу) «Приветствуем вас Елена Дмитриевна» «Солнышко, я приветствую тебя» ( Все поднимают руки, улыбаются и опускают их обратно) «Небо, я приветствую тебя» (движения аналогичны) «Я приветствую всех, кто здесь находится» ( все разводят руки в стороны, улыбаются и опускают их) Просмотр и обсуждение мультипликационного фильма « За щелчок» 46 Цель: Формировать навыки анализировать поведенческую реакцию человека в соотношении внутреннего эмоционального состояния; развивать умение сочувствовать человеку, активизировать умственную проблемно-поисковую активность дошкольника с целью нахождения продуктивных элементов взаимодействия. Время выполнения: 10 минут. Оборудование: телевизор ( или ноутбук), видеозапись мультфильма «За щелчок» Ход выполнения. Дети, мы с вами познакомились уже с эмоцией страха, слушали сказку о Царевне Несмеяне, знакомились с Завистью. А сегодня я вам предлагаю посмотреть мультипликационный фильм и определить с какой новой эмоцией мы познакомимся просмотрев мультфильм. ПРОСМОТР МУЛЬТФИЛЬМА. Итог: - Кто главный герой мультика? - Кого он встречал на своем пути? - Как он поступил с Барсучком? - Больно было барсучку? Какое выражение лица было у барсучка? - Кого встретил Зайчонок? - Как он поступил с белочкой? Больно ли было белочке? - Что случилось с Зайчонком, когда он встретил на пути барана? 47 - А больно было ему? Какое выражение лица было у Зайки? - Что ответил медведь-врач, когда Зайчонок пришел в больницу? Что чувствовал Зайчонок после слов медведя? - Почему нельзя обижать детей? - Как можно помочь тому, кого обидели? Упражнение «Подарок» Цель: Развивать чувство эмпатии; умение продуктивно взаимодействовать друг с другом; развивать умение выражать свои чувства с помощью вербальных и невербальных средств коммуникации. Время выполнения: 5 минут. Ход выполнения. Детям предлагается стать в круг и каждому ребенку предлагают подарить соседу с права душевный подарок и передать его соседу. Например ребенок говорит слова: «Я дарю тебе радость» - поворачивается к соседу улыбается ему и машет рукой и качает головой. Итог: - Приятно ли было получать подарки? - Что вы чувствовали, когда сосед вам дарил подарок? - Возникли ли у вас какие-то желания, когда получили подарок? Какие? - Как же можно успокоить обиженого человека? 48 Арт - терапия Цель: Развивать умения продуктивного взаимодействия; развивать умение выражать свои чувства с помощью арт-средств. Время выполнения: 10 минут Оборудование: ватман, карандаши, краски, детские журналы, ножницы, клей, кисточка. Ход выполнения. Детям предлагается на ватмане нарисовать коллективный рисунок, или создать коллаж по мотивам мультипликационного фильма с условием, что на картине должна царить дружба. Дети выполняют задание а после рассказывают что изображено на картине и что чувствуют герои рисунка. Рефлексия : Цель: диагностика эмоционального состояния ребенка после проведенного занятия; формировать умение выражать свои чувства с помощью цвета Время выполнения: 2-3 минуты Оборудование: лист бумаги, карандаши Ход выполнения. Зарисовываем свет в окошке. 49 ЗАНЯТИЕ 12 «Вместе мы сила» Цель: Учить с помощью выразительных движений передавать внутреннее состояние героев, развивать способность понимать эмоциональное состояние другого и умение выражать свое эмоциональное состояние; развивать навыки продуктивного взаимодействия. Материалы: воздушные шарики ХОД ЗАНЯТИЯ Упражнение «Приветствие» Цель: снятие эмоционального напряжения, создание положительного психологического настроя Время выполнения: 2-3 минуты. Ход выполнения. Дети вместе с психологом сидят кругом и психолог предлагает всем разучить приветствие, которое нужно пропеть, а не проговорить. Психолог здоровается с каждым отдельно «Я приветствую тебя Оля» (улыбнуться и кивнуть головой, здороваются по кругу) «Приветствуем вас Елена Дмитриевна» «Солнышко, я приветствую тебя» ( Все поднимают руки, улыбаются и опускают их обратно) «Небо, я приветствую тебя» (движения аналогичны) 50 «Я приветствую всех, кто здесь находится» ( все разводят руки в стороны, улыбаются и опускают их) Упражнение «Гусеница» Цель: Формирование навыков продуктивного взаимодействия; развивать умение понимать друг друга, оказывать помощь. Время выполнения: 10 минут. Оборудование: воздушные шарики. Ход выполнения. Психолог предлагает детям высказаться по поводу как они понимают понятие «вместе». - А всегда ли удается что-то сделать вместе? - Я вам предлагаю поиграть в игру «Гусеница» Выбирают голову гусеницы, другие дети берут воздушный шарик, прислоняют к животу и присоединяются к голове гусеницы – образуют большую гусеницу. Задание детям: не придерживая руками воздушные шарики, гусеница должна пройти по заданному маршруту. Итог: - Легко ли было выполнять задание? - Что мешало? - Что нужно было сделать, чтобы задание было выполнено качественно? Предлагается после обсуждения выполнить повторно задание с учетом всего сказанного. 51 Создание коллективного коллажа «Мы все вместе» Цель: Развивать умения продуктивного взаимодействия; развивать умение выражать свои чувства с помощью арт-средств. Время выполнения: 10 минут Оборудование: ватман, карандаши, краски, детские журналы, клей, ножницы. Ход выполнения. Рефлексия: Цель: диагностика эмоционального состояния ребенка после проведенного занятия; формировать умение выражать свои чувства с помощью цвета Время выполнения: 2-3 минуты Оборудование: лист бумаги, карандаши Ход выполнения. Зарисовываем свет в окошке. 52 ЛИТЕРАТУРА: 1. Е.А. Алябьева «Психогимнастика в начальной школе» - Москва.,Сфера.,2005 г. 2. А.А. Атемасова «Психогимнастика старший дошкольный возраст »Харьков., ООО «Утро».,2010 г. 3. До Фопель «Энергия паузы» - Москва., «Генезис».,2004р. 4. Т. А. Шорыгина «Бесіди про гарне і погане поводження – Москва., ТОВ «Сфера»., 2008р. 5. https://www.youtube.com/watch?v=TLuTGmXYVjY 6. https://www.youtube.com/watch?v=6BcyPc5J6Ps 7. http://doshkolnuk.com/igry-i 8. http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/09/20/formirovanie-empatii-vdoshkolnikakh 9. http://www.b17.ru/article/index_of_emotions1/ 10. http://referatdoki.ru/1-kurs/sbornik-uprazhnenii-dlya-razvitiya-empatii/ 53 СОДЕРЖАНИЕ 1. Пояснительная записка …………………………………………….3 – 7 2. Тематический план занятий ………………………………………..8 – 14 3. Приложение №1. Конспекты коррекционно-развивающих занятий………………………………………………………………15 - 57 4. Литература…………………………………………………………..58 54