МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ ГУ «ДОНЕЦКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ» СОГЛАСОВАНО: ГУ «Донецкий республиканский учебно-методический центр психологической службы системы образования» протокол от__ ____ 20___ №___ Программа коррекционно-развивающих занятий «Развитие когнитивных способностей детей с нарушениями речи» для детей 5-7 лет (13 занятий) Докучаевск – 2021 Выписка из протокола научно-методического совета методического кабинета отдела образования города Докучаевска от 31.05.2021 № 6 1. О рассмотрении программы коррекционно-развивающих занятий «Развитие когнитивных способностей детей с нарушениями речи». Составители: Жукова И.Н., педагог-психолог МДОУ «Ясли-сад комбинированного типа № 6 города Докучаевска»; Бездольная В.В., методист, отвечающий за психологическую службу отдела образования администрации города Докучаевска. Программа коррекционно-развивающих занятий «Развитие когнитивных способностей детей с нарушениями речи» направлена на комплексное психологическое развитие и коррекцию основных психических процессов, а также эмоционально-личностную сферу детей с нарушениями речевого развития. Программа разработана для детей 5-7 – летнего возраста и состоит из 13 занятий. Продолжительность каждого занятия – 25 минут. Предложенная программа может быть использована педагогамипсихологами, практическими психологами, педагогами дошкольных образовательных учреждений. Решение: рекомендовать программу коррекционно-развивающих занятий «Развитие когнитивных способностей детей с нарушениями речи», Жуковой И.Н., педагог-психолог МДОУ «Ясли-сад комбинированного типа № 6 города Докучаевска», Бездольной В.В., методиста, отвечающего за психологическую службу отдела образования администрации города Докучаевска к использованию в дошкольных образовательных учреждениях. Содержание Пояснительная записка ………………………………………………….…… 3 Тематический план………………………………………………….………… 7 Конспекты коррекционно-развивающих занятий………….………..……… 16 Занятие 1…………………………………………………………………... 16 Занятие 2……………………………………………….……..…….……... 18 Занятие 3……………………………………………….……..…….……... 20 Занятие 4……………………………………………….……..…….……... 23 Занятие 5……………………………………………….……..…….……... 25 Занятие 6……………………………………………….……..…….……... 29 Занятие 7……………………………………………….……..…….……... 31 Занятие 8……………………………………………….……..…….……... 33 Занятие 9……………………………………………….……..…….……... 35 Занятие 10……………………………………………….……..…….……. 37 Занятие 11……………………………………………….……..…….……. 39 Занятие 12……………………………………………….……..…….……. 41 Занятие 13……………………………………………….……..…….……. 43 Литература…………………………………………………………………..… 45 Приложения…………………………………………………………………… 46 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Ежегодно возрастает число детей имеющих нарушения речевого развития. У большинства воспитанников раннего возраста, поступающих в дошкольные образовательные учреждения, соответствует возрастной норме, речевое развитие не что в свою очередь влияет на формировании их сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. У них проявляется недостаточная устойчивость внимания и соответветственно ограниченные возможности его распределения; отставание в развитии мышления. Для таких детей характерно проявление общей соматической ослабленности, отставание в развитие двигательной сферы, недоразвитие мелкой моторики, неуверенность в выполнении движений, их сниженная скорость и ловкость. Познавательная функция речи тесно связана с коммуникативной. В свою очередь коммуникативная функция речи способствует развитию навыков общения со сверстниками, развивает возможность совместной игры, что имеет неоценимое значение для формирования адекватного поведения, эмоционально-волевой сферы и личности ребенка. Таким образом, для детей дошкольного возраста с нарушением речи характерно наличие психолого-педагогических особенностей, которые затрудняют их социальную адаптацию и требуют целенаправленной коррекции. При этом актуальным вопросом является когнитивное развитие воспитанников дошкольного учреждения, т.е. развитие всех видов мыслительных процессов, к которым относятся процесс восприятия, памяти, мышления, формирования понятий, решения задач, воображения, логики. Нарушение когнитивной деятельности ведет к трудностям в обучении, нарушению в поведении, психоэмоциональным нарушениям и, как следствие, социальной дезадаптации и снижению качества жизни ребенка. В связи с этим, проблема нарушений когнитивного развития выходит за рамки медико-педагогических вопросов и приобретает социальное значение. Согласно утверждению Дж. Локка ребенок рождается «чистой доской», что напишешь на ней, таким он и станет. Что касается когнитивных процессов и интеллекта отмечается, что когнитивные способности - это не врожденное, а приобретенное качество. Актуальность программы состоит в том, что можно развивать интеллектуальные и творческие способности выше имеющего уровня, а значит, для любого ребенка дошкольного возраста, с нарушениями речи и посещающего группы компенсирующего типа можно подобрать методику, которая позволит ему восстановить когнитивные функции до нормы. Программа коррекционно-развивающих занятий «Развитие когнитивных способностей детей образовательных с нарушениями областей Типовой речи» разработана образовательной с учетом программы дошкольного образования «Растим личность» / Авт.-сост. Арутюнян Л.Н, Сипачева Е.В., Котова Л.Н, Макеенко Е.П., Губанова Н.В., Бридько Г.Ф., Кобзарь О.В., Михайлюк С.И. – Донецк: ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО», рекомендованной МОН ДНР, приказ №725 от 23.08.2018 («Социальнокоммуникативное развитие», «Познавательное развитие»). Цель программы: комплексное психологическое развитие и коррекция психических процессов, эмоционально-личностной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи, формирование умения мыслить самостоятельно, творческая выработка адаптивных способностей личности дошкольника для самореализации в обществе, развитие навыков межличностного взаимодействия. Задачи: 1. Коррекция эмоциональной дезадаптации. 2. Развитие монологической речи, творческих способностей, делового взаимодействия. развитие коммуникативных навыков 3. Развитие внимания и других психических процессов ребенка. 4. Формирование навыков учебной деятельности и культуры общения со взрослыми. 5. Обучение способам взаимодействия друг с другом с помощью выполнения упражнений с применением этических норм и моделирования различных жизненных ситуаций. 6. Создание условий для психоэмоционального расслабления и снятия нервно-психической напряженности с помощью организации и проведения подвижных игр, ритмических упражнений, психомоторной гимнастики. 7. Обучение способам самовыражения ребенка на подсознательном уровне с помощью техник арттерапии. Занятия состоят из развивающих игр и упражнений, этюдов, адаптированы к старше-подготовительному (5-7 лет) дошкольному возрасту детей групп компенсирующего типа. Программа ориентирована на группу до 10 участников. Срок реализации программы: 4 месяца. Программа включает в себя 13 занятий, продолжительностью - 25 минут. Регулярность проведения – 1 раз в неделю. Основное внимание в программе уделяется активным формам работы, которые оптимизируют процесс усвоения материала детьми. Смена видов деятельности внутри каждого занятия позволяет активизировать познавательную и двигательную активность. Методические приемы: беседы, направленные на развитие коммуникативных способностей; упражнения на развитие мимики и жестов; психомоторные упражнения и подвижные игры; упражнения на саморасслабление и снятие напряжения; танцевальная терапия; арттерапия; психогимнастика и ауторелаксация. Общая структура занятий Вводная часть. Ритуал приветствия, игры и упражнения, направленные на активизацию детей, установку эмоционального контакта с детьми, на создание рабочей атмосферы. Основная часть. Развивающие игры, упражнения, этюды, беседы, выполнение игровых заданий, релаксация. Заключительная часть. Рефлексия, ритуал прощания. Ожидаемые результаты: - положительное психоэмоциональное состояние ребенка; - сформированность навыков преодоления детских страхов; - сформированная готовность детей к совместной деятельности; - сформированность умения мыслить самостоятельно, творческая выработка адаптивных способностей. Материально-техническое оснащение, необходимое для проведения занятий: оборудование для воспроизведения музыки, подборка музыкальных произведений, демонстрационный и раздаточный материал, канцелярские принадлежности (цветные карандаши, тетради для занятий, листы для рисования), игрушки, мяч. Тематический план № Тема п/п занятия 1. Занятие 1 Ориентиро Цель Содержание вочное Оборудование время Установление 1. Ритуал начала занятия межличностных «Эстафета дружбы». 1-я неделя, мяч, цветные 25 мин карандаши, контактов между детьми, 2. Упражнение «Мяч для формирование чувства каждого» общности детском 3. Упражнение на развитие в коллективе, навыков тетради для занятий (листы для рисования), развитие мимики и жестов. оборудование для продуктивного 4. Психорисунок «Моя семья». взаимодействия, воспроизведения снятие 5. Минутка танцевальной музыки, подборка общего эмоционального и терапии. мышечного напряжения. из нескольких 6. Рефлексия занятия. приятных мелодий 7. Ритуал окончания занятия «Солнечные лучики». 2. Занятие 2 Формирование 1. Ритуал начала занятия коммуникативных «Эстафета дружбы». навыков, развитие 2. Упражнение «Приветствие». 2-я неделя, парные карточки с 25 мин изображением животных, 2 выразительности мимики 3. Упражнение на развитие и движений, картинки с обучение мимики и жестов. изображением приемам самовыражения, 4. Упражнение «Найди пару». кухонного стола с развитие разложенными на образной 5. Упражнение «Представь и памяти, воображения. запомни». нем предметами с 6. Рефлексия занятия. отличиями 7. Ритуал окончания занятия «Солнечные лучики». 3. Занятие 3 Формирование 1. Ритуал начала занятия коммуникативных «Эстафета дружбы». навыков, 3-я неделя, листы картона, 25 мин краски, кисточки, развитие 2. Упражнение «Букет дружбы». салфетки выразительности мимики 3. Этюд «Умницы и капризули». и движений, обучение 4. Арттерапия. приемам самовыражения, 5. Рефлексия занятия. развитие образной 6. Ритуал окончания занятия памяти, воображения. 4. Занятие 4 «Солнечные лучики». Развитие вербальных и 1. Ритуал начала занятия невербальных общения, форм «Эстафета дружбы». снятие 2. Упражнение «Приветствие». 4-я неделя, цветные 25 мин карандаши, тетради для эмоционального и 3. Упражнения на развитие занятий (листы для мышечного напряжения, мимики и жестов. развитие рисования) внимания, 4. Упражнение «Угадай скорости реакции, заводилу». формирование навыков 5. Рисунок на тему «Кого или преодоления детских чего я боюсь». страхов. 6. Игра «Засни». 7. Рефлексия занятия. 8. Ритуал окончания занятия «Солнечные лучики». 5. Занятие 5 Формирование чувства 1. Ритуал начала занятия эмпатии, развитие «Эстафета дружбы». воображения, памяти, 2. Упражнение «Разнообразные монологической речи, формы приветствия». продолжение работы над 3. Пересказ короткой сказки навыками продуктивного «Стрекоза и муравей». общения со сверстниками 4. Этюд «Стрекоза». 5. Упражнение «Дорисуй». 6. Рефлексия занятия. 5-я неделя, цветные 25 мин карандаши, карточки с незавершенными рисунками 7. Ритуал окончания занятия «Солнечные лучики». 6. Занятие 6 Развитие 1. коммуникативных «Эстафета дружбы». способностей Ритуал начала занятия цветные карандаши или детей, 2. Упражнение «Комплимент». вербальных краски, тетради и 3. Этюд «Упрямый мальчик». невербальных форм 4. Арттерапия. общения, снятие 5. эмоционального Минутка танцевальной для занятий (листы 6-я неделя, для рисования), 25 мин оборудование для и терапии. воспроизведения мышечного напряжения, 6. Рефлексия занятия. развитие 7. Занятие 7 музыки, подборка внимания, 7. Ритуал окончания занятия из нескольких воображения. «Солнечные лучики» приятных мелодий Развитие 1. Ритуал начала занятия коммуникативных «Эстафета дружбы». способностей детей, 2. Упражнение «Разговор». вербальных и 3. Упражнение «Разговор с невербальных форм предметом». общения, воображения, 4. Упражнение «Найди пару». памяти, отработка 5. Игра «Я положил в мешок…». 7-я неделя, новая игрушка, 25 мин старая игрушка выразительности мимики 6. Рефлексия занятия. и жестов 7. Ритуал окончания занятия «Солнечные лучики». 8. Занятие 8 Развитие 1. Ритуал начала занятия коммуникативных «Эстафета дружбы». способностей вербальных памяти, цветные 25 мин карандаши, 2. Игра «Я положил в мешок…». тетради для и 3. Упражнения на развитие невербальных общения, детей, 8-я неделя, занятий (листы для форм мимики и жестов. Этюд «Встреча рисования) воображения, с другом». отработка 4. Игра «Будь внимательным». выразительности мимики 5. Этюд «Остров плакс». и жестов 6. Психорисунок «Какой я есть, каким я хочу стать». 7. Рефлексия занятия. 8. Ритуал окончания занятия «Солнечные лучики» 9. Занятие 9 Развитие чувства 1. Ритуал начала занятия эмпатии, сопереживания, «Эстафета дружбы». осознание наиболее 2. Этическая беседа с 9-я неделя, «кубик эмоций», 25 мин карточки с силуэтами лиц, ценных человеческих разыгрыванием литературных цветные качеств, развитие ситуаций «Будь чутким и карандаши мимики, пантомимики, внимательным». закрепление умения 3. Упражнения «Важные различать эмоции, качества». передавать их, развитие 4. Упражнение «Кубик эмоций». внимания. 5. Творческое задание «Нарисуй эмоцию». 6. Рефлексия занятия. 7. Ритуал окончания занятия «Солнечные лучики». 10 Занятие 10 Развитие 1. Ритуал начала занятия наблюдательности, произвольности поведения, 10-я цветные «Эстафета дружбы». неделя, карандаши, 2. Упражнение «Невербальный 25 мин тетради для внутренней диалог в автобусе». свободы и раскованности, 3. Этическая беседа с развитие самоконтроля, разыгрыванием этюда самодисциплины, укрепление «Обидчик». навыков 4.Упражнение «Тень». занятий (листы для рисования). счета, развитие внимания. 5. Психорисунок «Лучшее или худшее, что было в моей жизни» 6. Рефлексия занятия. 7. Ритуал окончания занятия «Солнечные лучики. 11 Занятие 11 Развитие 1. Ритуал начала занятия наблюдательности, «Эстафета дружбы». умения эмоционально и 2. Упражнение на развитие содержательно выражать коммуникативных способностей 11-я цветные неделя, карандаши, 25 мин тетради для занятий (листы для мысли, используя жесты, «Встаньте те, кто…». рисования), мимику, изображения снятие 3. Этюд «Грязно». эмоционального и 4. Упражнение «Запретный мышечного напряжения, номер». развитие внимания, 5. Арттерапия. воображения, мышления. 6. Упражнение «Найди неточности». 7. Рефлексия занятия. 8. Ритуал окончания занятия «Солнечные лучики». абстрактных картин для демонстрации. 12 Занятие 12 Развитие 1. Ритуал начала занятия наблюдательности, произвольности поведения, 12-я цветные «Эстафета дружбы». неделя, карандаши или 2. Упражнение «Давайте 25 мин краски, карточки с внутренней пообщаемся». силуэтами лиц, свободы и раскованности, 3. Упражнение «Признак оборудование для развитие воспроизведения самоконтроля, предмета». самодисциплины, укрепление 4. Упражнение «Назови слова». навыков 5. Минутка танцевальной счета, развитие внимания. терапии. 6. Творческое задание «Нарисуй эмоцию». 7. Рефлексия занятия. 8. Ритуал окончания занятия «Солнечные лучики». музыки, подборка из нескольких приятных мелодий. 13 Занятие 13 Развивтие умений 1. Ритуал начала занятия 13-я цветные слушать и пересказывать «Эстафета дружбы». неделя, карандаши, услышанное, 25 мин тетради для главное, выделять 2. Упражнение «Послушай и закреплять расскажи». занятий (листы для навыки выражать чувства 3. Упражнения на развитие рисования). и эмоции с мимики и формирование помощью мимики и жестов. жестов, 4. Арттерапия. Ниткография. чувства 5. Рефлексия занятия. эмпатии, сопереживания, 6. Ритуал окончания занятия учить детей согласованно «Солнечные лучики» действовать в небольшой группе. Занятие № 1 Цель: Установление межличностных контактов между детьми, формирование чувства общности в детском коллективе, развитие навыков продуктивного взаимодействия с другими людьми, снятие общего эмоционального и мышечного напряжения. Инструментарий: мяч, цветные карандаши, тетради для занятий (листы для рисования), оборудование для воспроизведения музыки, подборка из нескольких приятных мелодий. Ход занятия 1. Ритуал начала занятия «Эстафета дружбы». Взяться за руки и передавать, как эстафету, рукопожатие. Начинает педагог: «Я передам вам свою дружбу, и она идет от меня к Маше, от Маши к Саше и т. д. и, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покидает и всегда согревает ваши сердца». 2. Упражнение «Мяч для каждого». Цель: обратить внимание детей друг на друга, дать каждому ребенку прочувствовать значимость для других, тем самым повышая их личный авторитет и авторитет товарищей. Педагог-психолог предлагает детям образовать круг и поиграть: бросая друг другу мяч, необходимо громко назвать имя того, кому предназначен бросок. Тот, кто получил мяч, должен принять любую «торжественную» позу. При этом все стоящие в кругу обязаны такую позу повторить. После этого, ребенок, который держит мяч (и чью позу все только-что повторили), бросает мяч следующему. И так далее, пока мяч не побывает у каждого ребенка. 3. Упражнение на развитие мимики и жестов. Цель: выяснить уровень владения мимикой лица и приемами жестикуляции у детей. Педагог-психолог предлагает детям повторить за ним все движения: - поднять брови, - сильно зажмурится, - надуть щёки, - сделать губки «рыбкой», - показать жест «ОК», - показать жестами «ДА», - показать жестами «НЕТ», - сделать «ДЛИННЫЙ НОС», - показать язык. Пантомимика Детям без помощи психолога предлагается показать жестами: - очень высокого человека; - маленького мышонка; - как бы они выглядели, если бы у них болел живот; - их ощущения на жаре; - в холоде. Психолог для себя отмечает детей, которым эти упражнения даются с трудом. Им нужно будет уделить более пристальное внимание в следующих играх на развитие мимики и жестов. 4. Психорисунок «Моя семья». Цель: больше узнать о том, как живет ребенок в семье, к кому он испытывает большую привязанность, какие взаимоотношения преобладают в семье. Педагог-психолог предлагает детям сесть за столы и нарисовать свою семью - тех, с кем ребенок живет дома. Никаких дополнительных инструкций или комментариев допускать не стоит. По мере того, как дети будут выполнять свои рисунки, психолог задает вопросы и делает пометки на обратной стороне работы - кого ребенок изобразил, что он может рассказать о своем рисунке. 5. Минутка танцевальной терапии. Психолог включает приятную музыку, начинает танцевать и приглашает детей потанцевать вместе с ним. Все танцуют так, как умеют и как хотят. Вскоре появятся небольшие группки детей, которые танцуют идентично. При этом дети получают возможность почувствовать общность друг с другом. Танцевальные паузы позволяют детям выплеснуть лишнюю энергию и, одновременно, служит динамической паузой. 6. Рефлексия занятия - оценка занятия (две оценки: эмоциональная: понравилось - не понравилось, было хорошо - было плохо и почему; смысловая - почему это важно, зачем мы это делали). 7. Ритуал окончания занятия «Солнечные лучики». Протянуть руки вперед и соединить их в центре круга. Тихо так постоять, пытаясь почувствовать себя теплым солнечным лучиком. Занятие № 2 Цель: Формирование коммуникативных навыков, развитие выразительности мимики и движений, обучение приемам самовыражения, развитие образной памяти, воображения. Инструментарий: парные карточки с изображением животных, 2 картинки с изображением кухонного стола с разложенными на нем предметами с отличиями. Ход занятия 1. Ритуал начала занятия «Эстафета дружбы». Взяться за руки и передавать, как эстафету, рукопожатие. Начинает педагог: «Я передам вам свою дружбу, и она идет от меня к Маше, от Маши к Саше и т. д. и, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покидает и всегда согревает ваши сердца». 2. Упражнение «Приветствие». Цель: улучшение общего настроения в группе, наработка навыков приветствия, формирование коммуникативных навыков. Дети садятся в круг. Педагог-психолог предлагает детям вспомнить слова приветствия. После этого просит детей по очереди выйти из группы, а потом снова зайти, здороваясь со всей группой или с тем человеком, с которого ему в данный момент хочется поприветствовать. После того, как дети поздоровались и сели, педагог спрашивает у остальных детей, чье приветствие им более всего понравилось и почему. Дети делают вывод, что здороваться необходимо приветливо, с улыбкой глядя на того, к кому ты обращаешься. Все дети по очереди снова повторяют упражнение «Приветствие». 3. Упражнение на развитие мимики и жестов. Психолог предлагает детям продемонстрировать следующую сценку: «Дети очень удивились, когда увидели, что фокусник посадил в пустую коробку кошку и закрыл ее. А когда коробку открыли, то кошки там не было. Из коробки вылетела птичка». Мимика: рот раскрыт, брови приподняты, глаза округлены. 4. Упражнение «Найди пару». Цель: улучшение общего настроения в группе, снижение утомляемости, развитие выразительности движений, обучение детей приемам самовыражения, которые будут понятны другим детям. Психолог: Я раздам вам карточки, на которых нарисованы животные. Карточки с одинаковыми животными будут у двоих из вас. Если у когонибудь из вас будет карточка, на которой нарисован зайчик, то вам нужно найти другого ребенка, у которого тоже нарисован зайчик. Каждый должен найти свою пару, но сделать это можно, только изобразив свое животное в движении. Говорить и показывать другому карточки не разрешается. Когда вы найдете свои пары, мы по карточкам проверим, правильные ли они. 5. Упражнение «Представь и запомни». Цель: развитие образной памяти и чувственного воображения детей. Педагог-психолог показывает изображение комнаты, где на кухонном столе разложены различные предметы и продукты питания, и говорит: «Тут есть различные предметы и объекты - легкие и тяжелые, гладкие и жесткие, мокрые и сухие. Представьте, что каждый из вас находится в такой комнате и прикасается к каждому из этих предметов». Детям дается 1-2минуты на рассмотрение рисунка. После этого детям показывается другой рисунок, где некоторых предметов не хватает, а некоторые переставлены на другое место. Детям необходимо определить, чем первый рисунок отличается от второго. Психолог акцентирует внимание детей на том, что найти отличия будет легче, если представить, как вы мысленно находились в этой комнате и прикасались к предметам (приложение 1, рис.1, 2). 6. Рефлексия занятия - оценка занятия (две оценки: эмоциональная: понравилось - не понравилось, было хорошо - было плохо и почему; смысловая - почему это важно, зачем мы это делали). 7. Ритуал окончания занятия «Солнечные лучики». Протянуть руки вперед и соединить их в центре круга. Тихо так постоять, пытаясь почувствовать себя теплым солнечным лучиком. Занятие № 3 Цель: Формирование коммуникативных навыков, развитие выразительности мимики и движений, обучение приемам самовыражения, развитие образной памяти, воображения. Инструментарий: листы картона, краски, кисточки, салфетки. Ход занятия 1. Ритуал начала занятия «Эстафета дружбы». Взяться за руки и передавать, как эстафету, рукопожатие. Начинает педагог: «Я передам вам свою дружбу, и она идет от меня к Маше, от Маши к Саше и т. д. и, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покидает и всегда согревает ваши сердца». 2. Упражнение «Букет дружбы». Цель: создания эмоционального настроя в группе, формирование коммуникативных навыков. Педагог-психолог зачитывает инструкцию: Вправо, влево повернись и в цветочек превратись. Собираемся в букеты: по два, по четыре, все вместе. Какой красивый, большой букет у нас получился. Кому бы вы хотели его подарить? 3. Этюд «Умницы и капризули» Цель: Осознание в себе отрицательных черт и формирование навыков желаемого поведения с помощью моделирования различных жизненных ситуаций. Педагог-психолог читает стихотворение Майкова «Мать и дети» Кто вас, детки, крепко любит, Кто вас нежно так голубит, Не смыкая ночью глаз, Всё заботится о вас? - Мама дорогая! Колыбель кто вам качает, Кто вас песней забавляет Или сказку говорит, Кто игрушки вам дарит? - Мама золотая! Если, детки, вы ленивы, Непослушны, шаловливы, Как бывает иногда, Кто же слёзы льет тогда? - Всё она – родная! Педагог-психолог: есть дети, которые не берегут своих мам, вредничают, капризничают. Вот, например, утром мама будит ребенка, собирает его в детский сад, а сынок или дочка отмахивается от мамы, не хочет вставать, а потом умываться, собираться. Мама нервничает, спешит, вынуждена сама одевать ребенка, тянуть его за руку в детский сад. Психолог предлагает детям изобразить такого ребенка дома и в детском саду, когда мама пришла его забирать. Роль капризных детей предлагают сыграть послушным ребятам, а роль мам, тем, чье поведение требует коррекции. Это позволит капризным детям посмотреть на себя со стороны и почувствовать, как тяжело маме приходится справляться с их капризами. Во второй части этюда дети меняются местами: теперь ребята, которые играли роли мамы, примеряют на себя модель желательного поведения, а те, кто играл роли «капризуль», становятся мамами. В завершении работы каждому ребенку предоставляется возможность выразить словами, что он чувствовал в одной и другой роли. Плавно переходим к рефлексии всего занятия. 4. Арттерапия. Цель: самовыражение ребенка на подсознательном уровне с помощью цвета, развитие воображения. Психолог предлагает каждому ребенку с помощью кисти набрызгать разные краски на чистый лист картона. Потом сложить лист пополам и промокнуть салфеткой. Развернув листы, детям предлагается рассказать. Что они увидели в своих разноцветных узорах. 5. Рефлексия занятия - оценка занятия (две оценки: эмоциональная: понравилось - не понравилось, было хорошо - было плохо и почему; смысловая - почему это важно, зачем мы это делали). 6. Ритуал окончания занятия «Солнечные лучики». Протянуть руки вперед и соединить их в центре круга. Тихо так постоять, пытаясь почувствовать себя теплым солнечным лучиком. Занятие № 4 Цель: развитие вербальных и невербальных форм общения, снятие эмоционального и мышечного напряжения, развитие внимания, скорости реакции, формирование навыков преодоления детских страхов. Инструментарий: цветные карандаши, тетради для занятий (листы для рисования). Ход занятия 1. Ритуал начала занятия «Эстафета дружбы». Взяться за руки и передавать, как эстафету, рукопожатие. Начинает педагог: «Я передам вам свою дружбу, и она идет от меня к Маше, от Маши к Саше и т. д. и, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покидает и всегда согревает ваши сердца». 2. Упражнение «Приветствие». Цель: улучшение общего настроения в группе, наработка навыков приветствия, формирование коммуникативных навыков. Дети садятся в круг. Педагог-психолог предлагает детям вспомнить слова приветствия. После этого просит детей по очереди выйти из группы, а потом снова зайти, здороваясь со всей группой или с тем человеком, с которого ему в данный момент хочется поприветствовать. После того, как дети поздоровались и сели, педагог спрашивает у остальных детей, чье приветствие им более всего понравилось и почему. Дети делают вывод, что здороваться необходимо приветливо, с улыбкой глядя на того, к кому ты обращаешься. Все дети по очереди снова повторяют упражнение «Приветствие». 3. Упражнения на развитие мимики и жестов. Психолог предлагает детям продемонстрировать следующие этюды: - этюд «Соленый чай» Бабушка потеряла очки, потому не заметила, что в сахарницу вместо сахара насыпала соль. Внук захотел пить. Он налил себе в чашку горячего чаю и, не глядя, положил в него две ложечки из сахарницы. Перемешав, он сделал первый глоток. Как не вкусно! Психолог просит детей изобразить лицо мальчика. - этюд «В темной норе» Жили-были трое маленьких зайчат. Однажды они весело играли на лужайке. И вдруг один зайчонок провалился в глубокую темную нору. Он очень испугался. И два других зайчонка тоже испугались. Но они не бросили друга в беде. Проявив смелость, два зайчонка смело спустились в темную нору и вытянули своего друга. Троим детям предлагается вымышленную опасность изобразить и изображая эту сцену. Переживая преувеличенный страх, дети заряжаются не эмоцией страха, а эмоцией радости от того, что смогли проявить смелость. Это поможет им легче преодолевать страхи в реальной жизни. Этюд можно повторить 2-3 раза с новыми детьми. 4. Упражнение «Угадай заводилу». Цель: развитие внимания, скорости реакции, инициативности. Один ребенок выходит за дверь. Оставшиеся выбирают «заводилу» того, кто показывает движения, время от времени их меняя. Все дети становятся в круг и эти движения повторяют. Тот ребенок, который выходил за дверь, становится в центре круга и, внимательно наблюдая за детьми, старается угадать, кто является «заводилой». Игру повторяют 3-4 раза. 5. Рисунок на тему «Кого или чего я боюсь». Цель: больше узнать о детских страхах, разобраться в негативном поведении отдельных детей, проработать неглубинные страхи. Педагог-психолог предлагает только тему, не давая советов и подсказок, не задавая наводящих вопросов. Но внимательно выслушивает каждого ребенка, который рассказывает о своем рисунке. Кратко фиксирует рассказы детей. 6. Игра «Засни». Цель: саморасслабление, снятие напряжения Психолог читает стих: На ребят со всех сторон Накатился мягкий сон. Ты его не прогони Усни! Кто кричал, кто шел, кто ел, Кто задумавшись сидел… Не дождалась вас кровать! Всем спать! После этих слов дети должны замереть в разных позах. Педагог ходит между детьми, стараясь их разбудить - берет чью-нибудь руку и поднимает, но рука должна безвольно опуститься. 7. Рефлексия занятия - оценка занятия (две оценки: эмоциональная: понравилось - не понравилось, было хорошо - было плохо и почему; смысловая - почему это важно, зачем мы это делали). 8. Ритуал окончания занятия «Солнечные лучики». Протянуть руки вперед и соединить их в центре круга. Тихо так постоять, пытаясь почувствовать себя теплым солнечным лучиком. Занятие № 5 Цель: формирование чувства эмпатии, развитие воображения, памяти, монологической речи, продолжение работы над навыками продуктивного общения со сверстниками. Инструментарий: цветные карандаши, карточки с незавершенными рисунками. Ход занятия 1. Ритуал начала занятия «Эстафета дружбы». Взяться за руки и передавать, как эстафету, рукопожатие. Начинает педагог: «Я передам вам свою дружбу, и она идет от меня к Маше, от Маши к Саше и т. д. и, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покидает и всегда согревает ваши сердца». 2. Упражнение ««Разнообразные формы приветствия». Цель: наработка навыков приветствия, продолжить формирование коммуникативных навыков, улучшение общего настроения в группе. Дети садятся в круг. Педагог-психолог предлагает им вспомнить, какие слова приветствия они использовали на прошлом занятии и напоминает, что произносить эти слова нужно доброжелательно. Но иногда бывает, что ваш друг или подруга находятся далеко от вас и вы не можете подойти к ним ближе. А кричать слова приветствия на всю улицу тоже не хорошо. Как можно поприветствовать друг друга в такой ситуации? (Кивнуть головой, махнуть рукой). А если друг очень занят, например, рисует, когда ты входишь в группу. Как тогда его можно поприветствовать? (Прикоснуться к плечу, к руке, присесть рядом и тихонько похлопать по плечу). Как здороваются друг с другом мужчины? (Жмут руку). А как можно приветствовать маму, папу, бабушку или других близких родственников? (Обнять, поцеловать в щеку). А вы знаете, какие формы приветствия существовали раньше, а сейчас уже не используются? (Мужчины снимали шляпу и кланялись, а женщины делали реверанс). После этого психолог предлагает детям по одному выйти в центр и поприветствовать любым из понравившихся ему способов всех детей или того, кого им захочется. При этом нужно стараться не повторить способы приветствия. Все дети вместе отвечают, повторяя предложенное приветствие. 3. Пересказ короткой сказки «Стрекоза и муравей». Цель: развитие кратковременной памяти, монологической речи Педагог-психолог читает детям сказку, не предупреждая о том, что ее нужно пересказать. Попрыгунья Стрекоза Лето красное пропела; Оглянуться не успела, Как зима катит в глаза. Помертвело чисто поле; Нет уж дней тех светлых боле, Как под каждым ей листком Был готов и стол и дом. Всё прошло: с зимой холодной Нужда, голод настает; Стрекоза уж не поет: И кому же в ум пойдет На желудок петь голодный! Злой тоской удручена, К Муравью ползет она: «Не оставь меня, кум милый! Дай ты мне собраться с силой И до вешних только дней Прокорми и обогрей!» - «Кумушка, мне странно это: Да работала ль ты в лето?» - Говорит ей Муравей. «До того ль, голубчик, было? В мягких муравах у нас — Песни, резвость всякий час, Так что голову вскружило». - «А, так ты…» — «Я без души Лето целое всё пела». - «Ты всё пела? Это дело: Так пойди же, попляши!» После прочтения предлагается пересказать содержание сказки 2-3 детям. Остальные ребята могут подсказать, что было упущено при пересказе. В конце проводится совместное обсуждение главной мысли сказки, чему она учит. 4. Упражнение на развитие мимики и жестов. Этюд «Стрекоза». Психолог предлагает детям изобразить сначала стрекозу летом. Особое внимание обращаем не только на движения (прыгает, поет), но и на мимику (радость, удовольствие, веселье). После этого предлагается изобразить замерзшую и голодную стрекозу зимой, также обращая внимание на мимику. 5. Упражнение «Дорисуй». Цель: развитие воображения, пространственного представления Перед ребенком педагог-психолог кладет карандаши и карточки с незавершенными рисунками и рассказывает историю о том, что художник собирался нарисовать несколько предметов, уже начал рисовать каждый, но не закончил и просит ребенка сделать это вместо него (приложение 2). Предварительно в качестве примера педагог показывает, во что может превратиться, например, изображение прямоугольника - в вагончик поезда, в письмо, в коробку для подарка, в книжку и т. д. А затем предлагает ребенку дорисовать фигурки, изображенные на карточках, по-своему, как ему захочется. Ребенка нужно спросить, что напоминает ему тот или иной фрагмент, какой предмет он мог бы из него нарисовать. В процессе работы можно помогать ребенку в реализации замысла. 6. Рефлексия занятия - оценка занятия (две оценки: эмоциональная: понравилось - не понравилось, было хорошо - было плохо и почему; смысловая - почему это важно, зачем мы это делали). 7. Ритуал окончания занятия «Солнечные лучики». Протянуть руки вперед и соединить их в центре круга. Тихо так постоять, пытаясь почувствовать себя теплым солнечным лучиком. Занятие № 6 Цель: развитие коммуникативных способностей детей, вербальных и невербальных форм общения, снятие эмоционального и мышечного напряжения, развитие внимания, воображения. Инструментарий: цветные карандаши или краски, тетради для занятий (листы для рисования), оборудование для воспроизведения музыки, подборка из нескольких приятных мелодий. Ход занятия 1. Ритуал начала занятия «Эстафета дружбы». Взяться за руки и передавать, как эстафету, рукопожатие. Начинает педагог: «Я передам вам свою дружбу, и она идет от меня к Маше, от Маши к Саше и т. д. и, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покидает и всегда согревает ваши сердца». 2. Упражнение «Комплимент». Цель: развитие вербальных форм общения Дети садятся в круг. Педагог-психолог предлагает им вспомнить, что хорошего они услышали друг от друга. Говорит, как важно быть внимательным друг к другу, замечать то, как выглядит твой друг, какое у него сегодня настроение. Важно уметь сказать что-нибудь приятное. Психолог предлагает каждому ребенку по кругу сказать соседу справа что-нибудь приятное, сделать комплимент. Вспоминаем, что во время обращения нужно смотреть в глаза тому, с кем говоришь, фразу произносить четко. Важно подмечать, на что именно ориентирован ваш собеседник (потому, что слова, приятные одному человеку иногда могут быть обидными для другого), говорить о том, что перекликается с вашими чувствами, быть искренним. 3. Упражнения на развитие мимики и жестов. Этюд «Упрямый мальчик». Психолог предлагает детям проиграть следующую сценку. Дети играют на улице. Им весело. Мама зовет своего сына домой обедать. Разыгрывают следующие варианты событий: - Ребенок демонстративно «не слышит» маму. А когда она спускается и берет его за руку, он вырывается и кричит: «Не хочу! Не пойду!» - Ребенок начинает просить маму «Можно я еще поиграю!». Мама разрешает поиграть еще минуту, но и через минуту ребенок не хочет идти домой и начинает плакать. - Ребенок просит маму «Можно я еще поиграю!». Мама разрешает поиграть еще минуту, и через минуту ребенок спокойно идет домой. - Ребенок сразу идет с мамой. После завершения упражнения происходит обсуждение наиболее желательной модели поведения. 4. Арттерапия. Цель: самовыражение ребенка на подсознательном уровне с помощью цвета, развитие воображения. Психолог предлагает каждому ребенку с помощью красок разного цвета выразить свое настроение: «Выбери краску, которая отвечает твоему настроению сегодня, и на листочке бумаги нарисуй линии, пятна, фигуры или точки так, чтобы они как можно точнее передали твои эмоции». 5. Минутка танцевальной терапии. Психолог включает приятную музыку, начинает танцевать и приглашает детей потанцевать вместе с ним. Все танцуют так, как умеют и как хотят. Вскоре появятся небольшие группки детей, которые танцуют идентично. При этом дети получают возможность почувствовать общность друг с другом. Танцевальные паузы позволяют детям выплеснуть лишнюю энергию и, одновременно, служит динамической паузой. 6. Рефлексия занятия - оценка занятия (две оценки: эмоциональная: понравилось - не понравилось, было хорошо - было плохо и почему; смысловая - почему это важно, зачем мы это делали). 7. Ритуал окончания занятия «Солнечные лучики». Протянуть руки вперед и соединить их в центре круга. Тихо так постоять, пытаясь почувствовать себя теплым солнечным лучиком. Занятие № 7 Цель: развитие коммуникативных способностей детей, вербальных и невербальных форм общения, воображения, памяти, отработка выразительности мимики и жестов. Инструментарий: новая игрушка, старая игрушка. Ход занятия 1. Ритуал начала занятия «Эстафета дружбы». Взяться за руки и передавать, как эстафету, рукопожатие. Начинает педагог: «Я передам вам свою дружбу, и она идет от меня к Маше, от Маши к Саше и т. д. и, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покидает и всегда согревает ваши сердца». 2. Упражнение «Разговор». Цель: развитие коммуникативных способностей Дети делятся на пары, и педагог-психолог предлагает им выполнить следующие задания: - поговорить о своих любимых игрушках, сидя друг к другу спиной; - поговорить о своих любимых мультфильмах, при этом один ребенок должен стоять, а другой сидеть; - поговорить о домашних животных, сидя лицом друг к другу. На каждое из заданий детям дается по 1 минуте. После этого психолог спрашивает, в каком положении было сложнее общаться, а в каком удобнее и почему. Дети приходят к выводу, что удобнее всего разговаривать, сидя лицом друг к другу. Педагог советует детям запомнить: во время беседы не стоит поворачиваться спиной к человеку, с которым ты говоришь. Если твой друг сидит на коврике или за столом, прежде чем начать с ним разговор, удобнее сесть рядом. Во время прогулки лучше поддерживать беседу, если ты идешь рядом с другом, медленным шагом. 3. Упражнение «Разговор с предметом». Цель: формирование чувства эмпатии, умения сопереживать, сочувствовать, ставить себя на место других, развитие воображения, монологической речи. Дети садятся в круг. Психолог выставляет в центр круга новую, красивую игрушку и предлагает детям обратиться к ней, как к живой, сказать ей что-нибудь. После того, как 1-2 детей высказались, педагог ставит перед ними старую, потрепанную игрушку и тоже предлагает поговорить с ней. 4. Упражнение «Найди пару». Цель: развитие невербальных форм коммуникации. Дети становятся в круг. Психолог озвучивает правила игры: «На счет «раз» каждый из вас должен себе пару, при этом он не должен произнести ни слова. На счет «два» дети в паре начинают выполнять одинаковые движения (можно поднимать вверх руки, кружиться, приседать или подпрыгивать). На счет «три» дети снова становятся в круг. Игру повторяем 3-4 раза, каждый раз формируя новые пары. В завершение упражнения следует обсудить с детьми, как образовывались пары, как проходил выбор движения, трудно ли было понимать друг друга без слов. 5. Игра «Я положил в мешок…». Дети садятся в круг. Психолог, начиная игру, говорит: «Я положил в мешок яблоко». Следующий играющий повторяет сказанное и добавляет еще что-нибудь: «Я положил в мешок яблоко и банан». Третий игрок повторяет всю фразу, добавляя что-нибудь от себя: «Я положил в мешок яблоко, банан и грушу». И так далее. В мешок можно «складывать» не только фрукты, но и овощи, предметы одежды, посуду, канцелярские товары, игрушки и многоемногое другое. Игру продолжают до тех пор, пока кто-нибудь из детей не собьётся. Тогда начинают новую игру уже с этого ребенка. Можно повторить 3-4 раза. 6. Рефлексия занятия - оценка занятия (две оценки: эмоциональная: понравилось - не понравилось, было хорошо - было плохо и почему; смысловая - почему это важно, зачем мы это делали). 7. Ритуал окончания занятия «Солнечные лучики». Протянуть руки вперед и соединить их в центре круга. Тихо так постоять, пытаясь почувствовать себя теплым солнечным лучиком. Занятие № 8 Цель: развитие коммуникативных способностей детей, вербальных и невербальных форм общения, воображения, памяти, отработка выразительности мимики и жестов. Инструментарий: цветные карандаши, тетради для занятий (листы для рисования). Ход занятия 1. Ритуал начала занятия «Эстафета дружбы». Взяться за руки и передавать, как эстафету, рукопожатие. Начинает педагог: «Я передам вам свою дружбу, и она идет от меня к Маше, от Маши к Саше и т. д. и, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покидает и всегда согревает ваши сердца». 2. Игра «Я положил в мешок…» Дети садятся в круг. Психолог, начиная игру, говорит: «Я положил в мешок яблоко». Следующий играющий повторяет сказанное и добавляет еще что-нибудь: «Я положил в мешок яблоко и банан». Третий игрок повторяет всю фразу, добавляя что-нибудь от себя: «Я положил в мешок яблоко, банан и грушу». И так далее. В мешок можно «складывать» не только фрукты, но и овощи, предметы одежды, посуду, канцелярские товары, игрушки и многоемногое другое. Игру продолжают до тех пор, пока кто-нибудь из детей не собьётся. Тогда начинают новую игру уже с этого ребенка. Можно повторить 3-4 раза. 3. Упражнения на развитие мимики и жестов. Этюд «Встреча с другом». У мальчика был друг. Но вот наступило лето и друзьям пришлось расстаться. Мальчик остался в городе, а его друг уехал к бабушке в деревню. Скучно в городе без друга. Прошел месяц. Однажды идет мальчик по улице и вдруг видит, как на остановке из автобуса выходит его товарищ. Как же рады мальчики друг другу! Психолог предлагает детям в парах изобразить встречу с другом. 4. Игра «Будь внимательным». Дети садятся в круг. Психолог предлагает им по очереди посчитать: - от 3 до 7; - от 10 до 5; - от 4 до 9; - от 2 до 6; - от 8 до 3 и т.д. 5. Этюд «Остров плакс». Путешественник попадает на остров плакс. Он старается утешить то одного, то другого жителя острова, но они отталкивают его и продолжают плакать. Один из детей изображает путешественника, а остальные – плаксы. Можно повторить несколько раз. 6. Психорисунок «Какой я есть, каким я хочу стать». Дети получают лист бумаги (тетрадный лист), разделенный вертикальной линией на две равные части. Психолог предлагает детям нарисовать себя таким, какими они себя видят сейчас, и такими, какими они хотят стать. По мере выполнения рисунков, психолог выслушивает комментарии детей, фиксируя их на листе. 7. Рефлексия занятия - оценка занятия (две оценки: эмоциональная: понравилось - не понравилось, было хорошо - было плохо и почему; смысловая - почему это важно, зачем мы это делали). 8. Ритуал окончания занятия «Солнечные лучики». Протянуть руки вперед и соединить их в центре круга. Тихо так постоять, пытаясь почувствовать себя теплым солнечным лучиком. Занятие № 9 Цель: Развитие чувства эмпатии, сопереживания, осознание наиболее ценных человеческих качеств, развитие мимики, пантомимики, закрепление умения различать эмоции, передавать их, развитие внимания. Инструментарий: «кубик эмоций», карточки с силуэтами лиц, цветные карандаши. Ход занятия 1. Ритуал начала занятия «Эстафета дружбы». Взяться за руки и передавать, как эстафету, рукопожатие. Начинает педагог: «Я передам вам свою дружбу, и она идет от меня к Маше, от Маши к Саше и т. д. и, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покидает и всегда согревает ваши сердца». 2. Этическая беседа с разыгрыванием литературных ситуаций «Будь чутким и внимательным». Психолог читает рассказ Валентины Осеевой «Просто старушка»: По улице шли мальчик и девочка. А впереди их шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала. - Подержи мои книжки! - крикнул мальчик, передал девочке свою сумку и бросился на помощь старушке. Когда он вернулся, девочка спросила его: - Это твоя бабушка? - Нет, - ответил мальчик. - Мама? - удивилась подружка. - Нет! - Ну, тётя? Или знакомая? - Да нет же, нет! - ответил ей мальчик. - Это просто старушка! После прослушивания рассказа дети проигрывают следующие ситуации: 1. Ситуацию из рассказа. 2. Как бы поступила девочка, если бы она была одна и увидела, что старушка упала. 3. Мальчик и девочка вместе помогают старушке. Дети разгадывают моральное задание: «Наташа и Вова играли с мячиком на улице. Наташа побежала за мячом и упала в лужу. Что должен сделать Вова?» 3. Упражнения «Важные качества». Дети садятся в круг. Психолог говорит: «Сейчас я предлагаю вам по очереди назвать те качества, черты характера, которые вам больше всего нравятся в ваших соседях справа и слева». После того, как дети назвали наиболее значимые качества других детей, психолог предлагает проанализировать, присутствуют ли эти черты в поведении самого ребенка. Упражнение помогает детям понять, какие черты в поведении своих ровесников они ценят более всего, закрепить эти качества, а в случае их отсутствия – вызвать желание воспитать их в себе. 4. Упражнение «Кубик эмоций». Психолог предлагает детям вспомнить и изобразить различные эмоции, изображенные на гранях кубика. Дети по очереди бросают кубик и изображают эмоцию, которая им выпала. Через некоторое время психолог может предложить детям придумать и изобразить новую эмоцию в том случае, если эмоции, изображенные на гранях кубика, уже выпадали. 5. Творческое задание «Нарисуй эмоцию». На листочках с изображенными силуэтами лиц детям предлагается дорисовать эмоции так, чтобы они не повторялись (приложение 3). 6. Рефлексия занятия - оценка занятия (две оценки: эмоциональная: понравилось - не понравилось, было хорошо - было плохо и почему; смысловая - почему это важно, зачем мы это делали). 7. Ритуал окончания занятия «Солнечные лучики». Протянуть руки вперед и соединить их в центре круга. Тихо так постоять, пытаясь почувствовать себя теплым солнечным лучиком. Занятие № 10 Цель: Развитие внутренней свободы наблюдательности, и раскованности, произвольности развитие поведения, самоконтроля, самодисциплины, укрепление навыков счета, развитие внимания. Инструментарий: цветные карандаши, тетради для занятий (листы для рисования). Ход занятия 1. Ритуал начала занятия «Эстафета дружбы». Взяться за руки и передавать, как эстафету, рукопожатие. Начинает педагог: «Я передам вам свою дружбу, и она идет от меня к Маше, от Маши к Саше и т. д. и, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покидает и всегда согревает ваши сердца». 2. Упражнение на развитие коммуникативных способностей «Невербальный диалог в автобусе». Дети делятся на две подгруппы и садятся лицом друг к другу. Психолог говорит: «Представьте себе, что мы все едим в автобусах – одна группа в одном автобусе, а вторая – в другом. Автобусы остановились рядом на светофоре. Вы сидите возле окна и видите, что в другом автобусе просто напротив вас, тоже возле окна, сидит ваш друг. Вам очень срочно нужно передать другу важную информацию. Но так как вы находитесь в разных автобусах, сделать это можно только молча, без слов. Времени у вас совсем мало – только несколько минут, пока автобус не тронулся. Тот, кому передают информацию, должен постараться понять, что ему хочет сообщить друг». Варианты сообщений: - Позвони мне - Давай встретимся на качелях - Я еду в бассейн плавать - Вечером я приду к тебе в гости - Я улетаю на море на самолете - Я еду помогать бабушке копать картошку 3. Этическая беседа с разыгрыванием этюда «Обидчик». Дети играли во дворе. Вдруг мальчик Толя выхватил из рук девочки Оли игрушку, а ее саму больно толкнул. Оля заплакала. Как должны правильно поступить остальные дети? - заступиться за Олю, в ответ толкнув Толика; - сделать вид, что они ничего не видели; - сказать Оле, чтобы она не обращала на Толика внимания и самим больше не играть с ним; - поговорить с Толиком и постараться объяснить ему, что он поступил неправильно, предложить извиниться и продолжить дальше играть всем вместе. 4.Упражнение «Тень». Из группы детей выбираются два ребенка. Остальные – зрители. Один ребенок – путник, другой – его тень. Путник идет через поле, а за ним на два-три шага сзади идет второй ребенок, его тень. Последний старается точь-в-точь скопировать движения путника. Желательно стимулировать путника к выполнению разных движений: сорвать цветок, присесть, поскакать на одной ножке и т. п. 5. Психорисунок «Лучшее или худшее, что было в моей жизни». Педагог-психолог предлагает только тему, не давая советов и подсказок, не задавая наводящих вопросов. Но внимательно выслушивает каждого ребенка, который рассказывает о своем рисунке. Кратко фиксирует рассказы детей. 6. Рефлексия занятия - оценка занятия (две оценки: эмоциональная: понравилось - не понравилось, было хорошо - было плохо и почему; смысловая - почему это важно, зачем мы это делали). 7. Ритуал окончания занятия «Солнечные лучики». Протянуть руки вперед и соединить их в центре круга. Тихо так постоять, пытаясь почувствовать себя теплым солнечным лучиком. Занятие № 11 Цель: содержательно Развитие наблюдательности, выражать мысли, используя умения жесты, эмоционально мимику, и снятие эмоционального и мышечного напряжения, развитие внимания, воображения, мышления. Инструментарий: цветные карандаши, тетради для занятий (листы для рисования), изображения абстрактных картин для демонстрации. Ход занятия 1. Ритуал начала занятия «Эстафета дружбы». Взяться за руки и передавать, как эстафету, рукопожатие. Начинает педагог: «Я передам вам свою дружбу, и она идет от меня к Маше, от Маши к Саше и т. д. и, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покидает и всегда согревает ваши сердца». 2. Упражнение на развитие коммуникативных способностей «Встаньте те, кто…» Педагог-психолог дает задание: «Встаньте те, кто... - любит бегать; - радуется хорошей погоде; - имеет младшую сестру; - любит дарить цветы; - любит старшее; - имеет старшего брата; - живет в квартире; - живет в доме; - одет в зеленое. При желании роль ведущего могут выполнять дети. 3. Упражнения на развитие мимики и жестов. Этюд «Грязно» Психолог предлагает детям продемонстрировать следующий этюд: Мальчик обул новые туфельки и пошел в гости к своему другу. Ему нужно пройти по дороге, на которой после дождя осталась грязь и лужи. Мальчик шел аккуратно, стараясь не испачкать новую обувь. 4. Упражнение «Запретный номер». Выбирается определенная цифра, например, 4. Дети встают в круг и по часовой стрелке считают по очереди: 1,2,3… Когда доходит очередь до четвертого ребенка, он не произносит цифру, а хлопает в ладоши 4 раза. 5. Арттерапия. Цель: самовыражение ребенка на подсознательном уровне с помощью цвета, развитие воображения. Психолог показывает детям несколько цветных абстрактных рисунков и предлагает нарисовать подобные. При этом можно использовать любые цвета и линии. 6. Упражнение «Найди неточности». Педагог-психолог предлагает детям найти неточности в выражениях и объяснить, почему они так считают: 1. Когда человеку весело, он смеется. 2. Если нужно что-нибудь купить, идут в кинотеатр. 3. Мама убрала комнату и стало грязно. 4. Чем больше продуктов в сумке, тем она легче. 5. Если у ребенка болит живот, то ему нужно есть много конфет. 6. Если мама спешит, то она все делает медленно. 7. В гости к внуку приехала бабушка и он так обрадовался, что обиделся на нее. 8. Девочке так понравился мальчик, что она его ударила. 9. Мальчик так хотел спать, что начал танцевать. 10. Если на улице холодно, то нужно снять шапку. 7. Рефлексия занятия - оценка занятия (две оценки: эмоциональная: понравилось - не понравилось, было хорошо - было плохо и почему; смысловая - почему это важно, зачем мы это делали). 8. Ритуал окончания занятия «Солнечные лучики». Протянуть руки вперед и соединить их в центре круга. Тихо так постоять, пытаясь почувствовать себя теплым солнечным лучиком. Занятие № 12 Цель: Развитие внутренней свободы наблюдательности, и раскованности, произвольности развитие поведения, самоконтроля, самодисциплины, укрепление навыков счета, развитие внимания. Инструментарий: цветные карандаши или краски, карточки с силуэтами лиц, оборудование для воспроизведения музыки, подборка из нескольких приятных мелодий. Ход занятия 1. Ритуал начала занятия «Эстафета дружбы». Взяться за руки и передавать, как эстафету, рукопожатие. Начинает педагог: «Я передам вам свою дружбу, и она идет от меня к Маше, от Маши к Саше и т. д. и, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покидает и всегда согревает ваши сердца». 2. Упражнение «Давайте пообщаемся». Дети по сигналу хаотично двигаются по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути, здороваются определённым образом: Один хлопок - здороваются за руку, Два хлопка – здороваются плечиками, Три хлопка – здороваются спинками. 3. Упражнение «Признак предмета». Дети садятся в кружок. Психолог говорит: «Дети, предметы, которые нас окружают, бывают разной величины: большие, маленькие, длинные, короткие, низкие, высокие, широкие, узкие. На занятиях и на прогулках видели много разных по величине предметов. Сейчас я буду называть одно слово, а вы будете перечислять, какие предметы можно назвать одним словом». - Длинный - платье, веревка, день, шуба, и т.д. - Широкий - дорога, улица, речка, лента и др. - Красный - ягода, шар, флажок, звездочка, машина и др. - Круглый - мяч, солнце, яблоко, колесо и др. 4. Упражнение «Назови слова». Педагог-психолог предлагает детям назвать как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие: • Назови слова, обозначающие деревья • Назови слова, относящиеся к спорту • Назови слова, обозначающие зверей • Назови слова, обозначающие домашних животных • Назови слова, обозначающие наземный транспорт • Назови слова, обозначающие воздушный транспорт • Назови слова, относящиеся к искусству • Назови слова обозначающие овощи • Назови слова, обозначающие фрукты 5. Минутка танцевальной терапии. Психолог включает приятную музыку, начинает танцевать и приглашает детей потанцевать вместе с ним. Все танцуют так, как умеют и как хотят. Вскоре появятся небольшие группки детей, которые танцуют идентично. При этом дети получают возможность почувствовать общность друг с другом. Танцевальные паузы позволяют детям выплеснуть лишнюю энергию и, одновременно, служит динамической паузой. 6. Творческое задание «Нарисуй эмоцию». На листочках с изображенными силуэтами лиц детям предлагается дорисовать эмоции так, чтобы они не повторялись (приложение 3). 7. Рефлексия занятия - оценка занятия (две оценки: эмоциональная: понравилось - не понравилось, было хорошо - было плохо и почему; смысловая - почему это важно, зачем мы это делали). 8. Ритуал окончания занятия «Солнечные лучики». Протянуть руки вперед и соединить их в центре круга. Тихо так постоять, пытаясь почувствовать себя теплым солнечным лучиком. Занятие № 13 Цель: Развивать умение слушать и пересказывать услышанное, выделять главное, закреплять навыки выражать чувства и эмоции с помощью мимики и жестов, формирование чувства эмпатии, сопереживания, учить детей согласованно действовать в небольшой группе. Инструментарий: цветные карандаши, тетради для занятий (листы для рисования). Ход занятия 1. Ритуал начала занятия «Эстафета дружбы». Взяться за руки и передавать, как эстафету, рукопожатие. Начинает педагог: «Я передам вам свою дружбу, и она идет от меня к Маше, от Маши к Саше и т. д. и, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покидает и всегда согревает ваши сердца». 2. Упражнение на развитие коммуникативных способностей «Послушай и расскажи» Дети садятся в круг. Психолог говорит: «Дети, когда вы слушаете когонибудь для того, чтобы потом всё услышанное рассказать другим, нужно быть очень внимательными. Сейчас один из вас услышит мой рассказ и передаст его другому, другой – третьему, и так далее по очереди». После этого психолог подзывает к себе одного ребенка и зачитывает такой текст: «Вчера в центре большого города был пожар. Сгорело три дома. Нанесен ущерб на 12 миллионов рублей. 17 семей остались без жилья. Спасая маленького ребенка, который спал в своей комнате, пожарный обжег руку. Скорая помощь отвезла его в больницу.» Психолог по очереди предлагает детям отойти в сторону и пересказать один услышанную историю. Последний участник рассказывает историю всем детям. После этого дети анализируют, как изменился рассказ, что было упущено, что перекручено, что появилось нового. 3. Упражнения на развитие мимики и жестов. Психолог предлагает детям продемонстрировать сценку из прослушанного в предыдущем упражнении рассказа. Дети изображают пожарного, врачей скорой помощи, ребенка, которого спасают и пострадавших во время пожара жильцов. 4. Арттерапия. Ниткография. Психолог показывает детям технику рисования с помощью нитей и красок. Проводится совместное с детьми обсуждение полученных изображений. 5. Рефлексия занятия - оценка занятия (две оценки: эмоциональная: понравилось - не понравилось, было хорошо - было плохо и почему; смысловая - почему это важно, зачем мы это делали). 6. Ритуал окончания занятия «Солнечные лучики» Протянуть руки вперед и соединить их в центре круга. Тихо так постоять, пытаясь почувствовать себя теплым солнечным лучиком. Список литературы: 1. Арутюнян Л.Н, Сипачева Е.В., Котова Л.Н, Макеенко Е.П., Губанова Н.В., Бридько Г.Ф., Кобзарь О.В., Михайлюк С.И. Типовая образовательная программа дошкольного образования «Растим личность» - Донецк: ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО», 2018. 2. Голубева Л. Г. и др. Развитие и воспитание детей раннего возраста / Л. Г. Голубева М. В. Лещенко К. Л. Печора; Под ред. В. А. Доскина С. А. Козловой. – М.: Академия, 2012. – С. 138. 3. Катаева Л. И., Коррекционно развивающие занятия с детьми старшего дошкольного возраста - М.: 2000. 4. Клюева Н. В., Учим детей общению [Текст]/Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина - М.: Пр., 1998. 5. Козлова С. А., Коррекционная работа с детьми, имеющие личностные особенности - М.: 2000. 6. Карелина И.О. Развитие когнитивных компонентов эмоциональной сферы ребёнка: практические аспекты. Учебно-методическое пособие. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2010. С. 16. 7. Михайлова З. А. Игровые задачи для дошкольников. — СПб., 2010. 8. Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога - М.: Пр.,1996. 9. Рылеева Е. В. Вместе веселее - М.: 2000. 10. Туманова Т. В. Особенности словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи. — М., 2002. 11. Филичева Т. Б., Туманова Т. В., Чиркина Г. В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации. — М., 2009. 12. Хватцев М. Е. Предупреждение и устранение недостатков речи. — СПб., 2004. 13. Чистякова М.И., Психогимнастика - М.: Пр., Владос, 1995. Приложение 1 Упражнение «Представь и запомни» Рисунок 1 Рисунок 2 Приложение 2 Упражнение «Дорисуй» Приложение 3 Упражнение «Нарисуй эмоцию»