Согласовано Заведующий методическим кабинетом отдела образования администрации города Дебальцево Т.Н. Очаповская ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОСРЕДСТВОМ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ» МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО дошкольного ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ЯСЛИ-САД № 8 «ЗВЕЗДОЧКА» КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА ГОРОДА ДЕБАЛЬЦЕВО» Принято собранием педагогического совета Протокол № / от «/5>> С> г Составители: Творческая группа: Щербинина Л.В. заведующий Муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением «Ясли-сад № 8 «Звездочка» комбинированного типа города Дебальцево» Рапцун С.И. старший воспитатель Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Ясли-сад № 8 «Звездочка» комбинированного типа города Дебальцево» Щетинина А.А. воспитатель Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Ясли-сад № 8 «Звездочка» комбинированного типа города Дебальцево» Ерес А.М. воспитатель Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Ясли-сад № 8 «Звездочка» комбинированного типа города Дебальцево» Литасова Е.В. воспитатель Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Ясли-сад № 8 «Звездочка» комбинированного типа города Дебальцево» Сычевская О.И. воспитатель Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Ясли-сад № 8 «Звездочка» комбинированного типа города Дебальцево» Рецензенты: Маслова М.Н. И. о. заведующего Муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением «Детский сад № 9 «Лесная сказка» общеразвивающего типа города Дебальцево». 2 Рецензия на программу развития детей дошкольного возраста «Познавательная краеведческая деятельность посредством музейной педагогики», составленной творческой группой МБДОУ №8 Программа развития детей дошкольного возраста «Познавательная краеведческая деятельность посредством музейной педагогики» составлена с учетом требований Типовой образовательной программы дошкольного образования «Растим личность» и требований ГОС ДО (приказ МОН № 128-НП от 19.10.2021г). Программа направлена на усовершенствование воспитательно-образовательного процесса по нравственнопатриотическому воспитанию дошкольников. В соответствии с современными требованиями к организации воспитательнообразовательного процесса по нравственно-патриотическому воспитанию, авторы программы активно интегрируют в образовательно-познавательный процесс новые педтехнологии, формы и методы работы с детьми. Исходя из возрастных особенностей детей дошкольного возраста, основой построения познавательно-краеведческой деятельности детей по ознакомлению с краеведческим материалом является воспитание в них устойчивого интереса, познавательного отношения к истории, традициям прошлого и настоящего Донецкого края. Знакомя детей с родным краем, программа помогает педагогам решить следующие задачи: Вызвать интерес к жизни наших земляков. Дать элементарное представление об истории. Дать представления о размерах нашего края и его природных богатствах. Вызвать интерес к жизни Донецкого региона. Познакомить с героическими боевыми достопримечательностями родного города, края. Дать представление о защитниках Отечества. Познакомить с бытом и традициями нашего народа, календарно-народными праздниками. Программа передачи детям краеведческой информации логично выстроена в модель «Вчера-Сегодня-Завтра». Это систематизирует полученные представления ребят в таких направлениях: Признание достоинства и ценности опыта предыдущих поколений. Возрождение забытого, создание новых традиций, пробуждение духовной культуры. Формирование гармонично развитой личности. При составлении программы авторы учли один из важных принципов, заложенных в ГОС ДО – формирование у детей целостной реалистичной картины мира, основ научного мировоззрения, приоритет социально-нравственного развития. 3 В программе четко выделен методический маршрут ее реализации, обеспечивающий становление субъективной позиции ребенка через новые педтехнологии. Педтехнология музейная педагогика базируется на использовании проектного метода, детского коллекционирования, экспериментирования, создания ситуации творчества (рисование, игры-фантазии, составление рассказов, придумывание вопросов, гипотез), моделировании, а также современных средств - ИКТ, экскурсиях и АМО- активных методов обучения. Программа содействует сотрудничеству и сотворчеству детей и взрослых, признавая при этом ребенка полноценным участником образовательных отношений, что соответствует одному из принципов дошкольного образования согласно ГОС ДО. Реализация данной программы: • • обеспечивает формирование нравственно-патриотической компетентности детей дошкольного возраста; формирует предпосылки естественнонаучной функциональной грамотности дошкольников. Программа может широко использоваться в работе с детьми дошкольного возраста по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ. Рецензент: И.о. заведующего Муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением «Детский сад №9 «Лесная сказка» общеразвивающего типа города Дебальцево». Маслова М.Н. 4 СОДЕРЖАНИЕ I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ………………………………………………………………………..…….. 6 Пояснительная записка…………………………………………….………………………… 6 Актуальность программы…………………………………………………………………… 6 Цели и задачи программы……………………………………………………....……………. 7 II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ……………………………………………………………… 9 Задачи ДОУ по познавательно-краеведческой деятельности дошкольников ……… 9 Содержание работы ДОУ по познавательно-краеведческой деятельности дошкольников ………………………………………………………………………………… 10 Организация мини-музея в ДОУ…………………………………………………………… 10 Особенности месторасположения мини-музеев……………………………………………….11 Оформление мини-музеев………………………………………...………………………….. 13 Экскурсионная работа в мини-музее……………………………………………………………. 13 Коллекционирование…………………………………………………………..……………. 14 Правила поведения в музее…………………………………………………………………. 16 Организация работы по внедрению в воспитательно-образовательный процесс музейной педагогики………………………………………………………………………. 16 Метод проектов……………………………………………………………………………….. 19 Ожидаемые результаты………………………………………………………………………. 21 Результативность реализации Программы в условиях ДОУ………………………….. 22 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….. 23 ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………………………..24 Приложение 1……………………………………………… ……………………………………24 Конспекты проектной деятельности…………………………………………………………..24 5 I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ Пояснительная записка Программа развития детей дошкольного возраста «Познавательная краеведческая деятельность посредством музейной педагогики» (далее Программа) разработана на основе Типовой образовательной Программы дошкольного образования «Растим личность» /Авт. сост. Арутюнян Л.Н, Сипачева Е.В., Макеенко Е.П., Котова Л.Н, Михайлюк С.И., Бридько Г.Ф., Губанова Н.В., Кобзарь О.В.,– ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». - Донецк: Истоки, 2018208с/ и государственного образовательного стандарта дошкольного образования Донецкой Народной республики (приказ МОН ДНР № 128-НП от 19.10.2021 г.). Программа направлена на внедрение в воспитательно- образовательный процесс новых педагогических технологий, способствующих эффективности и результативности учебного процесса детей дошкольного возраста в ДОУ в соответствии с требованиями Закона «Об образовании» Донецкой Народной Республики и Государственного образовательного стандарта дошкольного образования Донецкой Народной Республики. Актуальность программы Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою малую родину, свой край – актуальная задача педагогов дошкольников на современном этапе. История, культура Донецкого края богата обычаями, традициями, обрядами. Но в наше время, когда много утеряно, позабыто; когда неузнаваемо изменились жизненные условия народа – мы очень мало знаем о своих корнях, о жизни наших предков. Поэтому чрезвычайно важно пробудить в детях чувство любви к родному краю, его культурно-историческому наследию. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение. Один из векторов Программы «Растим личность», ГОС ДО определяет новые требования к организации воспитательно-образовательного процесса, направленные на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации ребенка. А это в свою очередь требует внесения в воспитательно-образовательный процесс дополнительных новых форм и методов работы с детьми, расширения формата познавательно-развивающего пространства. Созданию таких условий способствует внедрение в воспитательнообразовательный процесс педагогической технологии музейной педагогики. Музейная педагогика (создание мини-музеев) является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду. Под мини-музеем в ДОУ понимается не просто организация экспозиций или выставок, а многообразные формы деятельности, включающие в себя поиск и сбор материалов, встречи с интересными людьми, их рассказы, проведение досугов и праздников, исследовательская и проектная деятельность. В условиях ДОУ невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому назвали его «мини6 музей». Часть слова «мини» в данном случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики. Для реализации Программы развития необходимо создание нравственной, патриотической системы, обновление материально-технической базы учреждения, создание микросреды, отбор эффективных технологий для ведения образовательной деятельности. Мини-музей в ДОУ просто необходим. Особенностью создания мини-музея в детском саду является то, что в этом участвуют дети, педагоги и родители. Дошкольники чувствуют свою причастность к общему делу. В настоящем музее трогать ничего нельзя, а в мини-музее не только можно, но и нужно. Его удобно посещать каждый день, можно самостоятельно менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок лишь пассивный созерцатель, а здесь он соавтор, творец экспозиции, причем не только он сам, но и мама, и папа, дедушка и бабушка. Каждый экспонат мини-музея – это результат совместного творчества воспитателя, детей и их родителей. Таким образом, музейная педагогика является важным составляющим звеном в системе новых подходов в воспитании у дошкольников чувств патриотизма и гражданственности, сопричастности к истории и традициям родного края. Ведущей деятельностью дошкольников является игра. Именно в игре, моделируя разнообразные ситуации, ребенок познает окружающий мир, овладевает необходимыми навыками, приобретает собственный опыт. Воображение и фантазии, максимально развитые в детском возрасте, помогают ребенку проникнуться духом иного исторического времени, а значит, осваивать, преобразовывать накопленные историко-культурные ценности. Роль мини-музея в патриотическом воспитании очень велика: помогает приобщать детей к истокам народной и национальной культуры; способствует сохранению народных традиций, воспитанию чувства патриотизма и духовности; позволяет развивать у дошкольников способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию, потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир. Цели и задачи программы Цели программы Создание организационно-методического обеспечения для интеграции в воспитательно-образовательный процесс ДОУ современных педагогических технологий. Повышение профессиональной компетентности педагогов в условиях внедрения педагогической технологии – музейная педагогика в образовательный процесс ДОУ. Способствовать восстановлению утраченных связей современного человека с культурой и историей своего народа. Учить ценить культурно-историческое наследие родного края. Учить осознавать неразрывные взаимосвязи между прошлым, современным и будущим. 7 В формате взаимодействия с семьями воспитанников привлечь родителей к поиску и изготовлению экспонатов в музей МДОУ и мини-музеи группы. Задачи программы Создание предметно-пространственной среды в ДОУ для работы по познавательнокраеведческой деятельности дошкольников. Оказать педагогам помощь в методическом сопровождении при создании условий для внедрения в воспитательно-образовательный процесс познавательноисследовательской краеведческой деятельности посредством музейной педагогики. Помочь педагогам в формировании у детей основ базовой информации о культурном и историческом наследии нашего края, социокультурных ценностях. Развивать умение воспринимать музейную информацию через язык музейных экспонатов. Воспитывать любознательность, интерес к новой, познавательной информации. Приобретать навыки разнообразной деятельности в музейном пространстве. Формировать интерес к поисковой, исследовательской деятельности. Развивать эстетические чувства и потребности. 8 II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ Задачи ДОУ по познавательно-краеведческой деятельности дошкольников Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду. Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания — создаются музейные программы, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации (это работы М. Ю. Коваль, О. В. Дыбиной). Сегодня мы ищем в музее партнера по решению задач, связанных с воспитанием и образованием детей, через осуществление музейно-педагогической деятельности, как в условиях музейной среды, так и в условиях ДОУ. В этом случае сама предметная среда окружающего мира играет роль учителя и воспитателя. Основной целью музейной педагогики является: приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию. Конечно, в условиях ДОУ невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и называются эти экспозиции «мини-музеями». Часть слова «мини» отражает возраст детей, для которых они предназначены, размеры экспозиции и четко определенную тематику такого музея. Назначение создаваемых мини-музеев — вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу. Психологические исследования позволили увидеть, что у детей, занимающихся в музейнообразовательном пространстве определенным образом модифицируется мыслительная деятельность детей, дети более свободно оперируют образами. Задача дошкольного педагога заключается в том, чтобы научить ребѐнка распознавать скрытые в предметах смыслы. Исходя из этого, мы сформулировали ближайшие задачи: Учить ребѐнка видеть историко-культурный контекст окружающих вещей, т.е. оценивать его с точки зрения развития истории и культуры; Формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени, другой культуре посредством общения с памятниками истории и культуры; Формировать способность к воссозданию образа соответствующей эпохи на основе общения с культурным наследием, т.е. к художественному восприятию действительности; Развивать способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию; Вызывать уважение к другим культурам; Развивать способность и потребность самостоятельно осваивать окружающий мир путѐм изучения культурного наследия разных эпох и народов. На первый план выдвигается задача помочь ребѐнку увидеть «музей» вокруг себя, т.е. раскрыть перед ним историко-культурный контекст обыкновенных вещей, окружающих 9 его в повседневной жизни, научить самостоятельно, анализировать, сопоставлять, делать выводы. Включение музеев в образовательный процесс – дело не такое простое, как может показаться на первый взгляд. Чтобы воспользоваться музейной педагогикой, нами выделены требования к организации деятельности детей в мини-музее Требование первое. К работе необходимо серьѐзно, целенаправленно готовиться, а потом закрепить полученные знания и впечатления. Ребѐнок не подготовлен к восприятию сложного символического языка музея. Задача педагога состоит в том, чтобы помочь маленькому человечку в этой непростой и очень важной познавательной деятельности. Требование второе. Необходимо четко осознавать конечную задачу своей деятельности – формирование творческой личности, способной заинтересованно воспринимать культурное наследие и сознавать свою ответственность не только за его сохранение, но и за приумножение и передачу этого наследия другим поколениям. Содержание работы ДОУ по познавательно-краеведческой деятельности дошкольников 1. Организация мини-музея в ДОУ В настоящее время проявляется всѐ больший интерес к традициям, истории, культуре своей малой родины. В ДОУ решаются задачи по раннему приобщению детей к народной культуре, познанию прошлого. Одна из форм ознакомления детей с родным краем – организация в детских садах этнографических комнат, мини-музеев. Мини-музей – это особое, специальное организованное пространство ДОУ, способствующее расширению кругозора у ребѐнка, и взрослого, повышению образованности, воспитанности, приобщению к вечным ценностям. Создание мини-музея – трудоѐмкая работа, которая состоит из нескольких этапов. 1 этап. Постановка целей и задач перед родителями воспитанников ДОУ. Этот этап включает в себя проведение таких мероприятий, как: родительские собрания; консультации индивидуальная работа. 2 этап. Выбор помещения. Необходимо учитывать количество посетителей и экспонатов. 3 этап. Сбор экспонатов и регистрация их в каталоге. 4 этап. Оформление мини-музея, которое требует соблюдения ряда условий: оформление комнаты (уголка) с учѐтом эстетических норм; 10 наличие детской мебели для проведения игр, занятий; соблюдение правил безопасности, гигиенических норм. 5 этап. Разработка тематики и содержания занятий для ознакомления детей с экспонатами в соответствии с возрастными особенностями. 6 этап. Разработка перспективно-тематического плана работы. 7 этап. Выбор экскурсоводов. Ими могут быть педагоги, старшие дошкольники или родители. 8 этап. Открытие мини - музея с приглашением детей и их родителей. 2. Особенности месторасположения мини-музеев. Результативность педагогической технологии музейная педагогика зависит от систематической работы и методически правильной организации педагогического процесса. Обучение музейному восприятию с раннего возраста. При этом неоценимо велика роль музея, его огромных возможностей для приобщения к миру музейных ценностей. Интерес к народным традициям может отражаться и в детских рисунках, лепке, других видах изобразительной деятельности. Для проверки сформированных у детей представлений через ознакомление с народными традициями используются разнообразные методы: беседы, наблюдение за детьми, создание специальных педагогических ситуаций, организация полезной деятельности детей, беседы с родителями. Родители и их дети пробуют себя в роли дизайнеров, художников, экскурсоводов. В свою очередь цель мини-музея – показать объект с разных сторон, отразить его взаимосвязи с другими объектами. Задачами являются: воспитание у детей любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице и т.д.; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважение к труду; развитие интереса к традициям и промыслам нашего народа; усвоение элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах нашего края; знакомство детей с символами нашего государства. Данные задачи решаются в процессе осуществления всех видов детской деятельности, режимных моментов, игр, труда. Свою работу педагоги строят в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников на основе следующих принципов – усвоение ребенком знаний, наиболее актуальных для его возраста; непрерывность, преемственность и интегративность педагогического процесса; индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его психологических особенностей, возможностей и интересов; правильное сочетание разных видов детской деятельности; деятельный подход и т.д. Наилучшие результаты могут быть достигнуты только при условии активной деятельности детей. Детское любопытство и усидчивость выражаются в стремлении потрогать, почувствовать, подержать предметы и особенно посмотреть, как они работают. 11 Воспитанники являются соавторами и творцами, что позволяет значительно расширить кругозор ребенка. Мини-музей – это результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Любая экспозиция должна учитывать следующую логическую цепочку: восприятиепонимание-осмысление-закрепление-применение. Особое внимание обращаем на то, что работа с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации в ходе знакомства с экспозициями мини-музея, важно добиться у детей пробуждения творческой активности. Поэтому очень важно продумать обязательное включение практической части в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев. Это могут быть разнообразные игры музейного содержания – игры-путешествия, игры-развлечения, игрыупражнения, игры по сюжету литературных произведений и т.д. Лучшей формой закрепления и осмысления, полученной в музее впечатлений и знаний выступают творческие работы, как самый естественный для детей способ освоения информаций. Наше ДОУ располагает свободными помещениями. Для организации мини-музеев можно использовать различные части групповых комнат, «раздевалок», спальных комнат, стены у входа в группу и т.п. Встраивание преимущественно видовых фрагментов экспозиции в интерьеры помещений общего назначения, вплоть до лестничных площадок, способствует воссозданию материальной и образной среды, погружение в которую так важно для детской психики. Аспекты местоположения мини-музея Помещения Групповое помещение Раздевальная комната Положительные стороны расположения мини-музея Возможность выстраивать материал музея постепенно, по мере получения новой информации. Воспитатель может в любое время обратиться к материалам музея. Дети по желанию рассматривать экспонаты, обсуждать их особенности, задавать вопросы к воспитателю, использовать некоторые экспонаты для режиссерских игр, пользоваться дидактическими играми и проводить самостоятельные исследования за экспериментальным столиком. Если позволяет площадь, то вариант размещения мини-музея в раздевалке имеет такие же преимущества, что и в групповой комнате. Общение детей с родителями по темам музея Отрицательные стороны расположения мини-музея Постоянный доступ к музею получают дети только одной группы. Удаленность от раздевалки ограничивает свободное общение детей с родителями по темам музея. Родители не имеют полного представления о работе детского сада. Постоянный доступ к музею получают дети только одной группы Мини-музей ДОУ - познавательный нравственно-патриотический центр «Донбасс мой край родной» мы расположили в свободном помещении на I-ом этаже здания МДОУ. 12 Здесь удобно для рассматривания детьми расположены выставочные экспозиции. Минимузей в групповой комнате каждой возрастной группы так же расположен в удобном для работы с детьми месте групповой комнаты. Выделены шкафы для размещения экспонатов в хорошо освещенном месте. 3. Оформление мини-музеев Наиболее оптимальным является размещение экспонатов мини-музея на разных уровнях: вертикальном и горизонтальным. Решить эту задачу помогут стеллажи и настенные полочки, ширмы, стенды, столики разной величины, тумбы. Расположение всех экспонатов только в горизонтальной плоскости (на столике) нецелесообразно. В одной плоскости лучше всего рассматривать коллекции (предметы одного наименования). Задача мини-музея показать объект с разных сторон, отразить его взаимосвязи с другими объектами. Во – вторых, в горизонтальной плоскости сложно объединить экспонаты по темам и разделить их визуально. Это усложняет задачу удерживания внимания ребенка в пределах одной группы предметов. При отсутствии подходящих уголков можно из строительных кубиков, цилиндров, кирпичиков на столике выстроить разноуровневые подставки, скрепив их между собой скотчем и красиво задрапировать легкой тканью. Также освоение вертикали может быть осуществлено следующим образом: Размещение материала на настенных полочках. Использование ширм. Использование стендов. Использование мобиле. Размещение мелкого материала на сухих или искусственных ветках деревьев. Очень удобны в использовании стенды. Их достоинство заключается в том, что они просты в изготовлении, легки и безопасны для детей. Стенды мобильны и позволяют легко и быстро перестроить композиционное решение музея. Стенды могут быть разными по форме, цвету, расположению. Эти преимущества стендов позволяют решать задачу привлечения и удержания внимания детей к экспонатам музея. Стенды используются для размещения иллюстративной информации, схем. К ним удобно крепить и легкие объемные предметы. Если для музеев отведено определенное место, очень удобно прикрепить к потолку 2-3 небольших крючка. Это позволит разнообразить композицию музея вертикальными элементами. 4. Экскурсионная работа в мини-музее Исключительно важное место в работе мини-музея должны занимать экскурсии (занятия-экскурсии). И это вполне закономерно, так как музейная экспозиция и экскурсионный метод взаимосвязаны. Большое внимание надо уделять подготовке юных экскурсоводов из старших дошкольных групп. Они привлекаются к проведению экскурсий по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста. Экскурсионная работа с детьми решает следующие основные задачи: Выявление творческих способностей детей; 13 Расширение представлений о содержании музейной культуры; Развитие начальных навыков восприятия музейного языка; Создание условий для творческого общения и сотрудничества. Методические формы экскурсионной работы с детьми дошкольного возраста в условиях музея достаточно разнообразные: проведение обзорных и тематических экскурсий, проведение познавательных бесед и мероприятий, организация выставок. Перечисленные методы реализуются в разнообразных формах работы экскурсовода с детьми: викторинах и загадках, шарадах и ребусах, дидактических играх, творческих заданиях. Методические принципы экскурсионной работы четко определяются такими важными факторами, как развивающая направленность обучения, психологические особенности личности и возрастные особенности музейного восприятия. Процесс эстетического развития является сложным, постепенным, он требует систематического, длительного воздействия на личность ребенка. В условиях систематической работы и методически правильной организации педагогического процесса не только возможно, но и необходимо начинать обучение музейному восприятию с раннего возраста. При этом неоценимо велика роль музея, его огромные возможности для приобщения к миру музейных ценностей. 5. Коллекционирование Творческий потенциал ребенка определяют такие стороны личности, как интеллектуальная, нравственно - волевая, эмоциональная, действенно - практическая, которые на наш взгляд, интенсивно развиваются в процессе коллекционирования. Академик И. П. Павлов положительно отзывался о коллекционировании, говоря, что оно приучает человека к аккуратности, усидчивости, кропотливой работе с материалом, словом, воспитывает качества, нужные для исследовательской работы в любой области науки и производства. Коллекционирование расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность. Процессе коллекционирования, сопровождается удивлением детей, умением видеть необычное в обычном, наблюдательностью, встречей с «чудом». Коллекционирование является одним из средств поддержания детской инициативы в использовании музейной педагогики. Восприятие предметов коллекций тесно связано с чувствами и эмоциями детей. Предметы коллекции придают своеобразие игровому, речевому, художественному творчеству (персонажи дают идею, образы, сюжет, активизируют имеющиеся знания, опыт, придают направленность творческим интересам). В процессе коллекционирования развивается способности ребенка, являющиеся ступеньками к творчеству, познавательные психические процессы (внимание, память, нестандартность мышления, умения - наблюдать, сравнивать, анализировать, обучать, выделять главное, владение умением поиска аналогов. Разумеется, процессом коллекционирования необходимо управлять. Истинное и полезное коллекционирование начинается с систематизации и изучения собираемого. 14 С коллекционирования часто начинается приобщение ребенка к миру маленьких тайн, их открытий. Стойкость такого пытливого отношения ребенка к коллекционированию зависит от того, культивируют взрослые это отношение к собирательству или гасят его своим пренебрежительным отношением. Но если родители, воспитатели поддерживают интересы ребенка, если направляют познавательную деятельность ребенка, то формируются ценнейшие черты личности — любознательность, пытливость, наблюдательность. В процессе коллекционирования отмечается ярко выраженный интерес в глубоко эмоциональном отношении к окружающему. Человек, чем-либо интересующийся, удовлетворяется познанием объекта, и чем больше он его познает, тем сильнее растет его интерес. Рост интереса беспределен. Интерес имеет огромное прогрессивное значение в развитии творческой личности. Инициатива создания коллекций в группе детского сада чаще всего принадлежит педагогу, который ненавязчиво рассказывает детям о чьей-либо коллекции, предлагает детям устроить в группе выставку каких-либо предметов, игрушек, учитывая мнение детей. Постепенно пополняя коллекцию новыми экспонатами, поддерживает интерес детей к собирательству. В то же время педагог должен быть внимателен к интересам детей, иногда индивидуальный интерес ребенка может заразить группу детей, если педагог чуток и внимателен, вызвать интерес к созданию собственной коллекции. Чтобы коллекционирование стало интересным и полезным делом неоценима помощь родителей: порыться в книгах, найти экспонаты, завести картотеку Коллекционирование – одна из эффективных технологий исследовательской деятельности дошкольников и средств для развития их познавательной активности Цель коллекционирования: развитие креативности у детей дошкольного возраста. Задачи: 1. Развивать эмоционально – познавательное отношение к окружающему миру, умения детей наблюдать сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное. 2. Развивать творческий потенциал дошкольников. 3. Пополнять предметно – развивающую среду материалами коллекционирования. Организовать детско – взрослое сообщество по интересу. Коллекционирование занимает ведущее место для развития интегративных качеств дошкольника: способствует развитию любознательности и активности, овладению средствами общения при организации поиска и презентации новых экземпляров, вызывает эмоциональную отзывчивость. В процессе обследования предметов дошкольники учатся решать интеллектуальные задачи и овладевают предпосылками учебной деятельности. Так же коллекционирование играет важную роль для объединения детей, родителей и педагогов в интересном и увлекательном деле. Способствует развитию модернизации современного образования. 15 Этапы работы с коллекцией. Организация работы с коллекцией проводится в три этапа: 1 этап: подготовительный. Накопление запаса конкретных представлений о коллекционировании у детей; индивидуальные беседы с детьми по выявлению интересов и потребностей. 2 этап: основной. Побуждение детей к получению информации об объектах коллекционирования; чтения художественно - познавательной литературы, энциклопедий; включенийе коллекций в организацию совместной деятельности с детьми; работа по формированию у детей бережного отношения к коллекции. Правило по обращению с коллекцией лучше определять совместно с детьми. 3 этап: заключительный. Организация выставок, коллекций, творческих продуктов детей; презентация отдельных предметов коллекций или коллекции в целом. 6. Правила поведения в музее В мини-музеях ДОУ экспонаты можно трогать руками! 7. Организация работы по внедрению в воспитательно-образовательный процесс музейной педагогики. 16 Организацию работы с детьми мы выстроили в следующих направлениях: Информационный, дидактическийматериал, работа в мини-музеях Проектная деятельность старших дошкольников Работа с детьми Творческая деятельность детей по изготовлению и оформлению экспонатов в мини-музеях Виртуальное посещение музеев нашего края Встречи с интересными людьми Организация работы с детьми по вышеуказанным направлениям логично определяет работу с педагогами: Самообразование Работа с педагогами Круглый стол "Выбор тематики мини-музея группы" 17 Результативность и эффективность работы в данном направлении невозможны без взаимодействия ДОУ и семьи: Собрания-встречи Размещение информационнонаглядного материала в родительских уголках о роли музейной педагогики по формированию личности ребенка Работа с родителями "Консультативный методический маршрут" Совместная работа ДУ и родителей по сбору экспонатов в мини-музее Участие родителей в обзорных экскурсиях в мини-музеях Оформление тематических семейных стенгазет и фотовыставок Взаимодействие ДОУ с общеобразовательной школой по преемственности внедрения в воспитательно-образовательный процесс музейной педагогики Содержание работы: 1. Диалог-обсуждение педагогов ДОУ и МОУ по взаимодействию в вопросе внедрения в воспитательно-образовательный процесс педагогической технологии музейная педагогика. 2. Ознакомление с познавательно-развивающим пространством ДОУ и начальной школы в аспекте музейной педагогики. 18 3. Планирование взаимопосещений, экскурсий детей в школьный музей, обмен информацией по действующим программам развития и обучения детей в ДОУ и начальной школе. 4. Планирование работы с детьми ДОУ по музейной педагогике, которая будет иметь свое продолжение в начальной школе. 8. Метод проектов Чтобы превратить дошкольника в активного и заинтересованного участника образовательного процесса, необходимо использовать в воспитательно-образовательном процессе новые педтехнологии. Одной из эффективных и результативных является метод проектирования. Педагогический проект – это совместная деятельность педагогов, родителей и детей. Участие детей в проекте обеспечивает действенное принятие ребенком общественного опыта через включение его в решение проблемных ситуаций, где он сам действует как субъект. Метод проекта позволяет старшим дошкольникам упорядочить усвоение познавательного материала. А педагогу – наполнить воспитательно-образовательный процесс разносторонней информацией, поисково-исследовательской и творческой деятельностью. Чтобы дошкольник четко представлял и четко усвоил причинно-следственные связи исторических, культурных, экономических событий, фактов, педагог выстраивает и систематизирует проекты в логическом порядке. Построение педагогами проектной познавательно-краеведческой деятельности выстраивается в следующую модель: Модель построения проектной познавательно-краеведческой деятельности посредством музейной педагогики 19 Вышеуказанная модель определяет и направления работы познавательнокраеведческой деятельности Формы реализации направлений работы познавательно-краеведческой деятельности 20 Ожидаемые результаты 9. Ожидаемые результаты Родители Дети Охотное посещение детьми музея МДОУ и групповых мини-музеев Проявление и нтереса ко внедрению музейной педагогики в воспитательнообразовательный процесс ДУ Самостоятельный рассказ детьми о представленных экспонатах в музее МДОУ и групповых мини-музеях Желание совместно заниматься сбором и изготовление экспонатов в мини-музей группы Активное участие в поиске и изготовлении экспонатов музеев Желание принимать активное участие в организации встреч с интересными людьми, в виртуальных экскурсиях музеях нашего края совместно с детьми Пополнение словарного запаса по тематике экспозиций групповых мини-музеев Охотное и активное участие в праздновании народно-обрядовых праздниках; Владение матриалом и возможность самостоятельно рассказывать о знаменитых людях Донецкого края и их вкладе в культурно-историческое наследие нашей малой родины 21 10. Результативность реализации Программы в условиях ДОУ Результативность заключается в следующем: У ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к культуре и к одному из ее замечательных проявлений - музею. Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий, приобретут познавательный интерес к «настоящему» музею. У детей формируется ценностное отношение к истории, появляется интерес к музеям и выставкам, развивается эмоциональный отклик. «Ребенок должен покидать музей с ощущением уверенности подъема «еще на одну ступеньку». 22 Список используемой литературы 1. Типовая образовательная программа дошкольного образования «Растим личность» / Авт.-сост. Арутюнян Л.Н, Сипачева Е.В., Макеенко Е.П., Котова Л.Н, Михайлюк С.И., Бридько Г.Ф., Губанова Н.В., Кобзарь О.В.,– ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО» - Донецк: Истоки, 2018 – 208 с. 2. Донбасс - мой край родной: воспитательно-образовательная программа для детей дошкольного возраста / - 2-е издание, доработанное. /Авт.сост.:Арутюнян Л.Н., Сипачева Е.В., Савченко М.В., Макеенко Е.П., Губанова Н.В., Котова Л.Н., Бридько Г.Ф. - ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». - Донецк: Истоки, 2018. 3. Донбасс - мой край родной. Методическое пособие по нравственно-патриотическому воспитанию детей 3-4 лет. ;-2-е изд., и дор/Авторы-составители: Губанова Н.В., Бридько Г.Ф., Котова Л.Н., Балясова И.Л., Быкова И.В., Сигида О.Н., Гинятуллина Л.А., Голяева Т.В., Горбачева Е. В.,Демидова С. А., Жуган Е. Г., Ирклиенко С. В., Карпачева Е. А., Кузьмина Т. А., Позняк Е. С., Соболева Г. А., Тюрина О. Е., Шадрина В. Н., Шапиро Ю. В., Яковлева Н. В. ДонРИДПО.- Донецк. Истоки, 2018. 4. Донбасс - мой край родной. Методическое пособие по нравственно-патриотическому воспитанию детей 4-5 лет. /;-2-е изд., и дор. Авт-сост: Бридько Г.Ф., Губанова Н.В., Котова Л.Н., Балясова И.Л., Быкова И.В., Сигида О.Н., Гинятуллина Л.А., Голяева Т.В., Горбачева Е. В.,Демидова С. А., Жуган Е. Г., Ирклиенко С. В., Карпачева Е. А., Кузьмина Т. А., Позняк Е. С., Соболева Г. А., Тюрина О. Е., Шадрина В. Н., Шапиро Ю. В., Яковлева Н. В.ДонРИДПО.- Донецк. Истоки, 2018. 5. Донбасс - мой край родной. Методическое пособие по нравственно-патриотическому воспитанию детей 5-7 лет.;-2-е изд., и дор. / Авт-сост: Котова Л.Н., Бридько Г.Ф., Губанова Н.В., Белоброва О.Г., Быкова И.В., Гинятуллина Л.А., Голяева Т.В., Демидова С. А., Жуган Е. Г., Зарецкая И.В., Ирклиенко С. В., Карпачева Е. А., Кононова И.В., Кузьмина Т. А., Обыденная В.В., Позняк Е. С., Придатко Н.Г., Проненко А.В.., Хитрякова Э.А.ДонРИДПО.Донецк. Истоки, 2018. 6. Методическая разработка по организации мини-музея в ДОУ. Филиппова В.М.. Адрес публикации: https//www/prodlenka,orq/metodicheskie-razrabotki/265645-/metodicheskajarazrabotka po-jrganizacii-mini 7. Музейная педагогика. Редактор Морозова А.Н., Мельникова О.В. Издательство Сфера, 2006. 8. Музей и дети. Пантелеева Л.В. Издательский дом «Карапуз», Москва. 2000г. 9. Мини-музей в детском саду. Рыжова И.А.,Логинова Л.В., Данюкова А.И.. Москва»Линнка-пресс», 2008г. 10. Музей в детском саду. Организация и планирование работы. Свешникова Е./ Научнометодический журнал «Детский сад от А до Я», №6, 2007г. 11. Организация работы по созданию мини-музея в ДОУ. Гришненко И.А. 12. Первый в жизни музей. Журнал «Дошкольное воспитание» , №6, 2000г. 23 ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1 КОНСПЕКТЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Мини-музей группы «Народные праздники и традиции нашего края» Проект для детей старшей группы Народный праздник « Осенины» Вид проекта: познавательно- творческий ( краткосрочный). Актуальность: В современном мире мы все чаще слышим фразу « Без прошлого- нет будущего». Ели мы дадим возможность детям в игровой, экспериментальной, творческой деятельности соприкоснуться к истории своего родного края, к его традициям, тем самым мы посеем в детях зерно стремления к познанию… Ключевой вопрос: Сбор урожая – это народная традиция? Цель проекта: Продолжать знакомить детей с народными традициями, этнокультурой родного края в соответствии с календарем народных праздников. Создать условия для реализации познавательной и социальной активности детей. Учить детей устанавливать логические взаимосвязи международными традициями и современностью. Задачи проекта: 1.Расширять и углублять знания детей о народных традициях сбора урожая в осенний период. 2.Проолжать знакомить детей с обрядовыми народными куклами: «Десятиручкой», « Рябинкой», «Зерновушкой». 3. Обогащать словарь детей пословицами и поговорками связанными с приметами сбора урожая. 4. Учить детей сопоставлению, делать выводы из наблюдений, проводить анализ. 5. Развивать умение реализовывать собственные замыслы в практической деятельности. 6. Развивать коммуникативно- речевую компетентность детей. 7. Воспитывать интерес к народным традициям, пропагандировать их среди семей воспитанников. Ожидаемый результат: 1. Сформируется элементарное представление об эволюции человеческого труда и быта на примере сбора урожая и истории народной игрушки. 2.Дети смогут выстраивать логическую цепочку народных традиций от «Обжинок» до «Осенней ярмарки». 3. Дети реконструируют образ жизни людей разных времен в период сбора урожая. 24 № п/п Мероприятия Беседа « Урожай на столе» 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Режимные моменты Вид деятельности Утро Ситуативная беседа Реч.разв Просмотр презентации « Народные II половина Музейная педагогика. Обжинки» дня Позн.разв. Составление ассоциативной карты ООД Ознак. с прир. Позн. разв. «От семечки до плода» Народные игры «Капуста», «Что нам Прогулка Физ. разв. Народ. игра осень принесла», « Есть у нас огород» Аппликация из колосьев, культурных ООД Аппликация злаков ( овес, просо, ячмень) Худ.-эст. разв. Изготовление поделок из овощей Меропр. Работа с род. Худ.-эст.разв. «Урожайная фантазия» выход.дня. Посещение этнографической выставки в ООД Музейная педагогика музее детского сада Познав. разв. Познавательная беседа «Народная Утро Музейная педагогика обрядовая кукла « Зерновушка» Познав. разв. Изготовление обрядовой куклы II половина Творческая мастерская « Десятиручка» дня Худ.- эст.разв. Интегрированное занятие «Как хлеб к ООД Разв. Речи Ознак.с окр. нам на стол пришел?» Худ. лит. Познав. разв. Изготовление книжекмалышек Мероприятие Работа с род. « Сюрпризы от Осенины» выход. дня Худ.-эст. разв. Сюжетное рисование « Едет с поля ООД Рисование урожай» Худ.- эст.разв. Опыты, эксперименты « Как появился II половина Опыт.-экспер. Колобок?» дня деятельность. Познав. разв. Пословицы и поговорки об урожае из Утро Народ.фолклор. Речевое. серии «Народная завалинка» разв. Итоговое развлечение « Осенняя ООД Муз. разв. Худ.- эст. разв. ярмарка» Заключительный этап: Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Реализация таких проектов позволяет задействовать различные виды детской деятельности, способствует развитию собственной познавательной активности, речевой активности, творческих способностей, мышления, воображения, фантазии, коммуникативных навыков; стимулирует развитие самостоятельности и ответственности. Установились партнерские взаимоотношения между детьми и родителями, благодаря совместной деятельности. Литература: 1.Типовая образовательная программа дошкольного образования «Растим личность» / Авт.сост. Арутюнян Л.Н, Сипачева Е.В., Макеенко Е.П., Котова Л.Н, Михайлюк С.И., Бридько Г.Ф., Губанова Н.В., Кобзарь О.В.– ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2018. – 208 с. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. М., 1957. 2.Государственный образовательный стандарт дошкольного образования Донецкой Народной Республики. 3.Баркова A.M. Социально-педагогические факторы воспитания детей средствами фольклора./Дис. М., 1998 4.Василенко В.А. Детский фольклор. Русское народное поэтическое творчество. М., 1969. 25 5.Воронина Е.Г. Музыкальный фольклор как средство приобщения к традиционной народной культуре детей старшего дошкольного возраста /Дис. 6.Долженкова М.И. Развитие этнохудожественного образования на основе региональных социально-культурных традиций/дис. М., 2001. Мини-музей группы «Народные промыслы Донбасса» Проект для детей второй младшей группы «Народная игрушка» Вид проекта: познавательно-творческий. Актуальность: Игрушка – неизменный спутник ребѐнка с первых дней рождения. Игрушки были первыми средствами воспитания, давали первый толчок дальнейшему направлению характера, складу ума. Именно народная игрушка полна традициями национального русского искусства, приспособлена к игре как главному проявлению духовной жизни ребѐнка. Предназначение игрушки состоит в том, чтобы ребѐнок, играя с ней, познавал мир красоты, добра, развивал своѐ воображение и фантазию. Поэтому так важно с самого детства познакомить детей с народной игрушкой. Участники: дети второй младшей группы и их родители, воспитатель группы, музыкальный руководитель, психолог. Цель: знакомство с народным творчеством на примере народных игрушек: матрѐшки, дымковской игрушки» и куклы мотанки. Задачи: Обучающие: формировать представления детей о народных игрушках: матрѐшка, дымковская игрушка, кукла мотанка. учить внимательно, рассматривать игрушки, обогащать словарный запас, развивать навыки фразовой и связной речи, побуждать к высказываниям. Развивающие: Развивать восприятие детей, способствовать связи восприятия со словом и дальнейшим действием; учить детей использовать слова - названия для более глубокого восприятия различных качеств предмета. развитие мелкой моторики рук, внимания, мышления, памяти, творчества. Воспитательные: воспитание бережного отношения к игрушке, к труду народных мастеров. Задачи проекта для родителей: Привлечь родителей к активному участию в реализации проекта через организацию экспозиции «Народная игрушка» в мини-музеи «Народные промыслы Донбасса». Предполагаемые результаты: 1. Имеют представления о русских народных игрушках. 2. Используют в активной речи песенки, потешки. 26 3. Играют в пальчиковые и подвижные народные игры. 4. Знают русские народные сказки и их персонажей. 5. Бережно относятся к игрушкам, произведениям русского народного творчества. 1 этап - подготовительный: Сроки Совместная деятельность 1.Сбор и изучение материала по теме проекта. 2.Подобрать художественную литературу для чтения детям и заучивания наизусть. 3.Подобрать наглядно-дидактические пособия для ОД. Развивающая предметно-пространственная среда Альбом «Дымковская игрушка, «Кукла мотанка» презентация «Матрѐшки» Произведения устного народного творчества Дидактические игры. 2 этап - практический: Сроки Образовательная область Социально-коммуникативное развитие Беседы: «Из чего сделаны игрушки», «Какие бывают матрѐшки» Ознакомление с окружающим миром «Чудесный мешочек» Сюжетно-ролевая игра «Магазин игрушек» Художественно-эстетическое развитие Рисование: «Разукрасим фартук матрешке» Аппликация: «Платочки для матрешки» Лепка: «Колобок» Прослушивание аудиозаписи: «Русские матрѐшки» сл.А.Осьмушкина, муз.В.Темнова «Колыбельная», муз. С. Разаренова; «Резвушка» и «Капризуля», муз. В. Волкова; «Игра в лошадки», муз. П. Чайковского; Чтение художетвенной литературы: Майков А. 27 Развивающая предметно-пространственная среда Презентация «Матрѐшка», дымковская барышня Мешочек, дымковские игрушки и матрѐшки Альбом «Дымковская игрушка», д/игра «Магазины бывают разные» Атрибуты для игры: «Колыбельная песня», Воронкова Л.«Маша-растеряша» Б.Заходер «Ванька-Встанька», потешки, прибаутки, Показ настольного театра русской народной сказки «Колобок»,«Теремок» Речевое развитие ОД: составление рассказа «Опиши игрушку» Д/и: «Найди по описанию» Пальчиковые игры: «Игрушки», «Маланья», «Колыбельная», «Хозяйка», «Моя лошадка» Познавательное развитие ОД: «В гости к нам пришли матрѐшки» Д/и: «Что изменилось?», «Один – много», «Собери матрѐшку» Физическое развитие Подвижные игры: Хороводная игра «Матрешки» «Конь огонь» (подскоки по кругу), Музыкально-ритмическое игровое упражнение ( с муз. руководителем) «Скачут лошадки», муз. Т. Попатенко; «Игра с куклой», муз. В. Карасевой( с муз. руководителем) Физминутка: «Мы весѐлые матрѐшки» «Большой — маленький» «Неваляшки» «Кукла» 3 этап: итоговый: Экспозиция «Народная игрушка» в мини-музей «Народные промыслы Донбасса» Работа с родителями: 1. Информация в приемной: Папки–передвижки «Русская матрѐшка. История и виды», «Игрушка в жизни ребѐнка». 2. Экспозиция «Народная игрушка» в мини-музей «Народные промыслы Донбасса» Литература: 1. «Проектная и исследовательская деятельность в дошкольном образовательном учреждении: от идеи к реализации»; 2. И.А. Сырова, О.Г. Чеховских, издательство СФМГПУ, 2009г., Самара. 3. «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения». Л.С. Киселѐва, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова, издательство АРКТИ, 2005г., Москва; 4. «Технология проектирования в ДОУ». Е.С.Евдокимова, издательство «Сфера», 2006г., Москва; 5. «Проектирование развития ДОУ». С.В. Кузнецова, Н.М. Гнедова, Т.А. Романова, Е.В. Котова, издательство «Сфера», 2006г., Москва. 28 Мини–музей группы «Времена года» Проект для детей старшего дошкольного возраста «Как животные к зиме готовятся» Вид проекта: познавательно-творческий Длительность: краткосрочный Участники проекта: воспитатель, дети, родители Актуальность: неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения об окружающем мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребѐнка, он настроен на познание мира. Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Познание мира – это активная и сложная деятельность. Окружающий мир привлекает ребѐнка своей новизной, желанием познать неизвестное. Предметы, окружающие малышей, являются для них источником любопытства и первой ступенькой познания мира. Живая природа – это удивительный, сложный и многогранный мир. От людей во многом зависит многообразие и численность животного мира. Чтобы решать эту проблему, человек должен иметь определѐнный запас естественнонаучных знаний. Первые элементарные представления об окружающем мире человек получает уже в детстве. Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нѐм лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей. Дети в недостаточной степени имеют представления об образе жизни, повадках, питании, жилищах диких животных, о том, как они готовятся к зиме, не все дети владеют обобщающими понятиями. Цель проекта: Расширение представлений детей о сезонных изменениях в природе. Формирование представлений о том, как дикие животные приспосабливаются к изменениям природных условий. Создание условий для развития познавательных и творческих способностей. Задачи: 1. Расширять представления детей о диких животных, их образе жизни, питании, жилищах, о том, как животные готовятся к зиме, как называют их детѐнышей. Продолжать учить детей узнавать животных по внешнему виду, повадкам. 2. Способствовать развитию творчества, интеллектуальных способностей детей. 3. Развивать звуковую культуру речи, обогащать словарный запас по лексическим темам: «Дикие животные и их детѐныши», «Жилища диких животных» 4. Развивать логическое мышление, воображение, внимание, связную речь. 5. Развивать эмоциональный отклик на художественные произведения, интерес к ним. 6. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. 7. Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через проведение консультаций, организацию совместной с детьми деятельности. Ожидаемый результат: 1. Формирование обобщѐнных представлений о диких животных. 29 2. Умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи. 3.Формирование знаний о сезонных изменениях в жизни диких животных, особенностях внешнего вида и условий жизни. 4. Воспитание интереса и любви к природе родного края. 5. Приобщение родителей к совместной деятельности с детьми. п/п Мероприятия № 1 Чтение потешек, чистоговорок,разгадывание рассматривание иллюстраций 2 Режимные моменты стихотворений, утр.часы загадок, прогулка IIпол.дня Беседы: «Как дикие животные готовятся к зиме?» «Почему животные меняют цвет своей шубки?» «Как вести себя в лесу» ООД утр.часы Вид деятельности ознак.сокр. худ.лит. ознак.сокр. познав.разв. реч. разв. Чтение художественной литературы: ООД В.Бианки 3 «Лесные рассказы» («Прячутся», «Заяц и утр.часы полѐвка», «Готовятся к зиме», «Белкина IIпол.дня сушильня») В.Степанов «Рукавички для лисички» Рус.нар.сказка «Зимовье зверей» Г.Скребицкий «Всяк по-своему» худ.лит. реч. разв. 4 Раскраски, рисунки по трафарету по теме проекта утр.часы IIпол.дня худ.-эстет. разв. 5 Аппликация «Рукавички для лисички» ООД худ.-эстет. разв. 6 Конструирование «Терем для животных» ООД констр.деят. 7 Дидактические игры: «Кто у кого?» «Назови семью» «Кто где живѐт?» «Кто чем питается?» «Это правда или нет?» «Подбери словечко» «Назови ласково» «Один – много» «Четвѐртый лишний» В теч.дня ознак.сокр. реч.разв. познав.разв. 8 Пальчиковые игры: «Сидит белка на тележке…» «Дикие животные» в теч.дня физ.разв. 3 30 9 Подвижные игры: «У медведя во бору» «Бездомный заяц» «Волк и зайцы» «Кот и мыши» Физкульминутки: «Лисята» «Есть у каждого свой дом» «Зайке холодно сидеть» Лепка «Грибы» Викторина «Как зимуют звери?» Просмотр мультфильма «Пугали зайцы зайчонка» Изготовление макета «Мышкина норка» Работа с родителями: 1. Создание мини-библиотеки по теме проекта. 2. Консультации и рекомендации для родителей. в течение дня, физ.разв. ООД реч.разв. IIпол.дня худ.-эстет. разв. утр.часы ознак.сокр. познав.разв. работа родителями с Заключительный этап: Проект имеет положительные результаты. Интерес детей сохранялся на протяжении всего проекта, активные ответы на вопросы викторины показали, что у детей сформированы знания о диких животных, об их жизнедеятельности в зимний период. Дети знают и называют диких животных и их детѐнышей, среду обитания, как готовятся животные к зиме (некоторые животные зимой спят, а некоторые живут в своих домиках, делают припасы на зиму). Результатом работы стала творческая коллективная работа «Мышкина норка». Знания, полученные детьми во время работы над проектом, способствуют воспитанию любви к родному краю, бережного и заботливого отношения к объектам живой и неживой природы родного края. Литература: 1. Типовая образовательная программа дошкольного образования «Растим личность» (авт.-сост. Арутюнян Л.Н., Сипачѐва Е.В., Макеенко Е.П, Котова Л.Н., Михайлюк C.И., Бридько Г.Ф., Губанова Н.В., Кобзарь О.В.) – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО».- Донецк: Истоки, 2018 2. Кочкина Н.А. «Метод проектов в дошкольном образовании. Методическое пособие» -м: Мозаику – Синтез, 2012 3. Акимова Ю.А. «Знакомим дошкольников с окружающим миром» - М: ТЦ «Сфера», 2007 4. Алябьева Е.А. «Развитие воображения и речи детей 4 – 7 лет», игровые технологии – М: ТЦ «Сфера», 2006 31 Мини-музей группы «Музей книги» Проект для детей подготовительной к школе группы «Создание книги «В гостях у дедушки Корнея…» Тип проекта: творческий, коллективный, краткосрочный Участники проекта: воспитатель, воспитанники подготовительной группы, родители. Цель проекта: Приобщение детей к чтению художественной литературы в процессе знакомства с жизнью и творчеством Корнея Ивановича Чуковского. Задачи проекта: 1. Познакомить детей с жизнью и творчеством К.И.Чуковского. 2. Прививать любовь к творчеству автора. 3. Учить детей понимать занимательность сюжетов сказок К.И.Чуковского, особенность его языка. 4. Воспитывать у дошкольников чувство сострадания к слабым и беззащитным. 5. На примере сказок, К.И.Чуковского показать , что добро побеждает зло. 6. Формировать у детей и взрослых устойчивый интерес к чтению художественных произведений, через совместные мероприятия. 7. Способствовать развитию творческих способностей, памяти, речи, внимания. 8. Активизировать влияние семейного воспитания на развитие дошкольников, приобщение родителей к проблемам детского чтения. Актуальность проекта: Художественная литература открывает и объясняет ребѐнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребѐнка, обобщает его эмоции, даѐт прекрасные образцы русского литературного языка. Проблема: Отсутствие интереса у детей к чтению художественной литературы. Причины: 1. Недостаточно уделяется времени чтению художественной литературы в семье. 2. Непонимание родителей значения чтения детских книг для воспитания ребѐнка – читателя. 3. Интерес к книге подменяется просмотром телевизора и компьютерными играми. Огромно воспитательное , познавательное и эстетическое значение произведений К.И.Чуковского, т.к. они расширяют знания ребѐнка об окружающем мире, воздействуют на личность ребѐнка, развивают умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка. Реализация данного педагогического проекта обеспечит психологическое формирование читателя в дошкольнике. А увлекательное общение с творчеством К.И. Чуковского будет способствовать развитию интереса к книге, что будет являться неотъемлемой частью системы образования дошкольников на этапе становления современной личности. Предполагаемый результат: 1. Создание в группе необходимых условий по ознакомлению детей с творчеством К.И. Чуковского. 2. Приобретение и углубление знаний детей о жизни и творчестве К.И.Чуковского. 3. Проявление у дошкольников желания обращаться к книге не только для развлечения, но и приобретения знаний. 32 4. Приобретение интереса родителей к семейному чтению литературных произведений. Продукт проектной деятельности: 1. Квест-игра «Одолеем Бармалея». 2. Театрализованное представление по сказке «Муха-Цокотуха». 3. Выставка детских рисунков «Сказки дедушки Корнея». 4. Литературная викторина. 5. Изготовление родителями костюмов и атрибутов к сказке К.И Чуковского «Муха –Цокотуха». 6. Оформление книжной выставки «Мой любимый Чуковский». 7. Создание книги «В гостях у дедушки Корнея…» в мини-музее группы «Музей книги». Этапы проекта: 1 Подготовительный этап (Информационно-накопительный): Определение темы проекта. Мониторинг детей и родителей. Организация и подготовка работы с родителями воспитанников, сотрудниками. Составление перспективного плана реализации основного этапа проекта Подбор художественной литературы, музыкальных произведений, наглядного материала (иллюстрации ,фотографии). 6. Подготовка наглядного и дидактического материала для игр и изобразительной и продуктивной деятельности. 7. Ознакомление родителей с темой проекта и привлечение их к сотрудничеству. 2 Основной этап: 1. 2. 3. 4. 5. (Организационно-практический): Планирование и организация деятельности № п/п Мероприятие Цели Сроки реализации 1 Акция «подари книгу детскому саду» Пополнить библиотеку группы 1-я неделя произведения К.И. Чуковского книгами К.И. Чуковского, продолжать формировать у родителей и детей желание принимать участие в проведении мероприятий в группе 2 Оформление родительского уголка: Просвещать родителей размещение статей, консультаций, рекомендации по теме проекта. 3 Создание аудиобиблиотеки со сказками и Создать в группе необходимые 1-я неделя стихотворения К.И. Чуковского условия по ознакомлению детей с творчеством К.и. Чуковского. Продолжать формировать у детей и родителей желание принимать участие в проведении мероприятий в группе 4 Рассматривание книг, иллюстраций по Развивать у детей интерес к книгам произведениям К.И. Чуковского 5 Оформление книжного уголка 1-я неделя 2-я неделя Создать условия по реализации 2-я неделя проекта. Развивать интерес к книгам 33 6 Знакомство детей с жизнью творчеством К.И. Чуковского и Познакомить детей с творчеством 2-я неделя писателя, вызвать интерес к литературному слову 7 Чтение сказок К.И. Чуковского «Телефон», «Муха-цокотуха», «Путаница», «Краденое солнце», «Мойдодыр», «Тараканище», «Доктор Айболит», «Федорино горе», «Чудодерево». Чтение и прослушивание стихотворений К.И. Чуковского Пробуждать и поддерживать 2-я и 3-я недели интерес к художественной литературе. Формировать умение слушать произведения, развивать память и внимательность. Учить понимать идею произведения. Развивать умение оценивать поступки героев 8 Квест-игра «одолеем Бармалея» Продолжать формировать у 3-я неделя родителей и детей желание принимать участие в спортивных мероприятиях в группе 9 Просмотр мультфильмов по Продолжить формировать 3-я и 4-я недели произведениям К.И. Чуковского «Муха- заинтересованное отношение к Цокотуха», «Мойдодыр», «Федорино творчеству К.И. Чуковского горе», «Телефон», «Айболит» и др. 10 Литературная викторина по сказкам К.И. Развивать у детей логическое 4-я неделя Чуковского мышление при отгадывании загадок. Способствовать расширению кругозора детей, сообразительности, смекалки, развивать познавательный интерес 11 Подвижные игры «Воробей и звери» Способствовать реализации Еждневно («Тараканище»), Каравай («Муха- потребности детей в двигательной Цокотуха»), «По ровненькой дорожке» активности, развивать физические («Федорино горе») качества, творчество в изображении героев сказок 12 Оформление выставки детских рисунков Оформить рисунки к произведениям «Сказки дедушки Корнея» 13 Дидактическая игра «Отгадай сказку по Выявить у детей умение узнавать и 4-я неделя иллюстрации» называть произведения К.И. Чуковского по иллюстрациям 14 Театрализованное представление «Муха- Выявить у детей знания 4-я неделя Цокотуха» произведений К.И. Чуковского, умения узнавать произведения по отрывкам. Активизировать речь детей № п/п Образовательные области 1 «Социально-коммуникативное развитие» 4-я неделя 4. Реализация проекта Формы и методы работы Придумывание сказок и загадок по предложенному началу, на заданную тему; просмотр мультипликационных фильмов, беседа «Откуда пришла книга?», «Как надо относиться к книге?», литературная гостиная, посвященная творчеству К.И. 34 Чуковского; Рассматривание иллюстраций к сказкам К.И. Чуковского. Игра «Расскажи, что видишь на картинке», «Доскажи словечко». Заучивание наизусть отрывков из сказок Чуковского. Беседа по сказкам. Игра «испорченный телефон» 2 «Познавательное развитие» Знакомство детей с биографией К.И. Чуковского, закрепление представлений о жанровых особенностях литературных произведений (сказка, стихотворение, рассказ), проведение литературной викторины по творчеству К.И. Чуковского, игры «Угадай, к какой сказке иллюстрация», «Узнай героя сказки по описанию», «Перепутанные книжки», отгадывание загадок по сказкам К.И. Чуковского 3 «Речевое развитие» Приобщение к художественной литературе (чтение сказок К.И. Чуковского), рассматривание иллюстраций, альбомов, репродукций картин по изучаемой теме. Заучивание отрывков из произведений 4 «Художественно-эстетическое развитие» «Украсим посуду для бабушки Федоры», «сказка в гости к нам пришла» (работа с раскрасками), «Мой любимый литературный герой из произведений К.И. Чуковского», «Моя любимая сказка» (рисование), «Спешим на помощь сказочной посуде» (лепка любимых героев сказок Чуковского); «В гостях у бабушки Федоры», «Муха-Цокотухаименинница», коллаж – «Чудо-дерево», подарки для Мухи-Цокотухи. Бабочка способом оригами 5 «Физическое развитие» Квест-игра «Одолеем Бармалея» 6 Ручной труд Создание книги «В гостях у дедушки Корнея…» в мини-музее группы «Музей книги» 5. Заключительный этап: 1. Оформление паспорта проекта «В гостях у дедушки Корнея…». 2. Фотостенд для родителей «Мир сказок К.и. Чуковского». 3. Создание книги «В гостях у дедушки Корнея…» Итог: Презентация книги Выводы: В процессе проекта дети проявляли повышенный интерес к художественной литературе К.И. Чуковского и сами принимали активное участие в проекте: заучивали отрывки, лепили, рисовали героев сказок. Узнают и называют автора и названия его произведений по иллюстрациям, по строкам из текста , по описанию сюжета. Драматизируют с помощью взрослого отрывки из произведений. Расширился и обогатился словарный запас детей. Укреплялись дружеские отношения между детьми. С родителями дома выполняли домашние задания: рисовали любимых героев сказок К.И. Чуковского для создания книги «В гостях у дедушки Корнея…» в мини-музей группы «Музей книги» 35 36